Что возили по пути из варяг в греки , не кусок ли это был великого шелкового пути?
SolitaryWolf
Отправлено: 22 ноября 2011 — 16:52
капитан
Сообщений всего: 531
Дата рег-ции: 20.10.2011 Откуда: Россия
Репутация: 13
Alex пишет:
Что могли скандинавы предложить византийцам и наоборот
Опять даю источники (в смысле материалы): БСЭ
Цитата:
Путь "из варяг в греки", название водного торгового пути в Киевской Руси,связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в "Повести временных лет". Путь возник в конце 9 — начале 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 — 1-й трети 11 вв. Южная его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30—40 чел.) долблёные ладьи — "однодерёвки", которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место "Крарийскую переправу" (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на острове Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами (в Днепровском лимане), плыли вдоль западного берега Чёрного моря до Царьграда (Константинополя). Существовали ответвления этого пути на р. Западная Двина между Ловатью и Днепром, затем из района Смоленска по р. Каспле; с Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку.
Путь "из варяг в греки" был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в Каспийское море. С юга по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т.д.: с Волыни — шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: из Скандинавии — некоторые виды оружия и изделия художественного ремесла, из Северной Руси — лес, мех, мёд, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2-й половине 11—12 вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь "из варяг в греки" уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.
Второй источник
Нажмите для увеличения
Цитата:
Традиционно считается, что существовал один путь - так называемый "Варяжский", но словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона упоминает два пути "из варяг в греки".
ПУТЬ ПЕРВЫЙ.
"Бе путь из Варяг в Грекы; и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок по Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское; и потому морю внити даже и до Рима, а от Рима прити по тому же морю к Царюграду и от Царяграда прити в Понт море, в неже втечеть Днепр река". ("Ипатьевская летопись"
В «романовской» истории этот маршрут считается оживлённым торговым путем. Возможно ли это?
1. Невская губа – преобладающие глубины 3-5 м.
2. Река Нева:
"Нева вытекает из Ладожского озера двумя рукавами, образующими небольшой остров Орехов, на котором расположена Шлиссельбургская крепость. Вход в реку усеян песчаными рифами, что препятствует судам с осадкой в 5—6 (1,86 м) футов свободно проникать из озера в Неву. Наиболее доступный фарватер идет от Кошкина маяка на Ладожское озеро (в 5 верстах от устья Невы) вдоль западного берега; глубина его в начале на протяжении 1/2 версты не более 7 (2,17 м) футов, иногда же уменьшается до 4 (1,25 м) футов, затем глубина увеличивается, достигая местами 21 фута; ширина фарватера 200 саженей." (Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
3. Река Волхов:
"В семи верстах от Ладоги (пять верст составляют одну немецкую милю) на этой реке пороги и еще через семь верст другие. Через которые очень опасно переезжать в лодках, так как там река стрелою мчится вниз с больших камней и между ними. Поэтому, когда мы прибыли к первым порогам, то вышли из лодок и пошли берегом, дожидаясь, пока наши лодки сотнею людей перетаскивались через пороги на канатах." (Адам Олеарий "Описание путешествия в Московию"
"Пороги на Волхове находятся в нижней части течения реки в Петербургской губернии, а именно: Пчевские - тянутся на протяжении 9 верст 100 саженей; образовались вследствие пересечения реки 12 каменистыми косами; падение около 3 футов; для судоходства не опасны, хотя представляют для последнего неудобства вследствие узкого фарватера и крутых поворотов. Волховские или Ладожские пороги начинаются в 1 версте ниже Гостинопольской пристани, простираются на 8 верст 200 саженей до села Михаила Архангела. Волхов здесь 120 саженей ширины, берега скалистые, отвесные, высотой 110 футов. Пороги расположены уступами и состоят из двух частей, разделенных между собой плёсом в 3 версты. Верхняя часть - Велицкая у села Вельсов; здесь особенно неудобен для судоходства так называемый Велицкий руб; в древности здесь суда обыкновенно разгружались и товары везли сухим путем для обхода порогов. Петропавловская часть порогов состоит из 5 рубов и 4 каменных кос. Дно Волховских порогов состоит из плитняка. Глубина весной до 2,5 (1,78 м) аршин, осенью же в мелководье 0,5-1,5 (1,05 м) аршина, вследствие чего большинство судов наполовину разгружаются на специальные суда и вновь нагружаются по проходе порогов. Падение воды в Волховских порогах 29 футов 6 дюймов (более 9 м), течение бурливое. Среднее навигационное время для Волхова 215 дней." (Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
4. Река Ловать:
"В верхнем течении до города Великих Лук несудоходна. От Великих Лук до границы Новгородской губернией Ловать уже сплавная, судоходство затрудняется многими порогами. Ширина до 50 саженей, глубина очень изменчива, в малую воду на порогах до 2 футов (0,62 м) и менее. Течение довольно быстро, и ложе каменисто. Нижняя часть судоходна в разлив, летом же препятствует мелководье. Ловать судоходна на протяжении 125 верст. Судоходство по Ловати производится главным образом весною, в остальное время оно затруднительно вследствие порожистого и местами каменистого дна." (Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
5. Река Днепр:
Хотя Днепр занимает своей речной областью чрезвычайно выгодное положение между восточной и западной половинами Европы и морями Балтийским и Черным, торгово-экономическое значение Днепра представляется, однако, довольно ограниченным. Причина этого заключается, между прочим, в существовании порогов, делающих сквозное по Днепру судоходство невозможным и разделяющих его на две весьма неравные части, представляющие собой как бы две совершенно отдельные реки, из которых северная имеет устье в несудоходных порогах, а южная в свободном Днепровском лимане, лежащем вблизи первоклассных портов, Николаева и Одессы. Не имея между собой ничего общего, часть Днепра ниже порогов представляет собой глубокую, собственно приморскую часть реки, имеющую свой особый флот, свои судостроительные верфи и свое грузовое движение и развивающиеся самостоятельно и совершенно независимо от Верхнеднепровской части. Хотя эта последняя часть соединена с Балтийским морем тремя искусственными системами, но это соединение, при котором суда вынуждены идти против течения, не может быть признано действительным вследствие несовершенства систем, не отвечающих самым насущным потребностям судоходства. Таким образом, Верхнеднепровский бассейн, отделенный от Черного моря несудоходными порогами и соединенный только номинально с Балтийским, оказывается совершенно замкнутым, а судоходство по его водным путям - чисто местным.(Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
Время навигации по реке Волхов в 215 дней ограничивается судоходством (только во время весеннего паводка) по реке Ловать. Сюда следует добавить:
а). проблему "волочения" морских судов по суше;
б). устойчивость и грузоподъёмность речных судов на море;
в). известный факт - новгородцы не пропускали иностранные суда вглубь страны.
Из вышеизложенного со всей очевидностью следует - торговый путь по данному маршруту практически невозможен. "Великий торговый путь" продолжительностью в 1-2 месяца выглядит анекдотично и выдаёт авторов "кабинетного" труда, не знающих реальной географии.
Этот путь Снорри Стурлусон (он считается автором младшей "Эдды" называет Austur-vigi, в противоположность Vestur-vigi, который вел в Византию вдоль западного побережья Европы. (Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
ПУТЬ ВТОРОЙ.
Важное значение еще с древних времен имела Западная Двина и по торговле. По ней проходил торговый "путь из Варяг в Грекы"; ее знали норманнские торговцы, по ней ходили в Византию готландские моряки. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на о. Готланд. Особенно развилась торговля со времени поселения в нижнем течении Западной Двины немцев. В 1210 г. состоялся первый торговый договор Риги 1 с Полоцком 2 . (Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
Западная Двина (история). По мнению Маннерта, Госселена и Мальт-Брена, Западная Двина в древности называлась Хезином 3 (Chesynos или Chersinos 4 ) в нижнем ее течении, общее же название реки было Эридан, Рудон или Рубон. В конце VII в. впервые мы встречаем у географа Равенского (Anonymus Ravennatus) название "Дины". В скандинавских сагах "Дина" (Dynu) воспевается как третья или четвертая из величайших рек на земле, протекающая по государству "Гардарик" 5 ; она в них именуется "Seimgala Dyna" (Семигальская Двина) и "Вина". На ливском языке Двина называется Вейна, Вена, на латышском — "Daugawa", т. е. многоводная река, по-белорусски Dzwina. Название Двины мы встречаем впервые у Нестора: "Днепр бо потече из Волковьского леса и потечет на полдне, а Двина ис того же леса потечет на полунощье и внидет в море Варяжьское" ("Летопись" по Лаврентьевскому списку). (Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
1 Ригу называли также Волынью (см. Библиотека. "Морская идея в русской земле", гл.1). Волынь => вольный град => вол - гар => Булгар - столица Казанского царства.
2 Назывался также - Полотеск, Полотск, Polteshja, Polocia, Polocium, Ploskow. Старинное название Пскова - тоже Плесков.
3 Казань по "древнерусским" летописям. На плане Риги (Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона) этот топоним сохранился как "Хазенъ хольмъ".
Нажмите для увеличения
Стоит также отметить топонимы "С. Петербургскiй форштадтъ", "Московскiй форштадтъ" и "Митавскiй форштадтъ".
4 Племя "корсь" (керсь) => город керсов (херсов) = Корсунь (Херсон, Херсонес). Здесь состоялось "крещение" (боевое) князя Владимира, после чего он стал именоваться Василием. Отсюда началось "Крещение Руси", т.е. России.
Великий водный путь из варяг в греки, по которому шла главнейшая торговля между племенами, жившими по Балтийскому морю, то есть варягами, с далеким Царьградом, шел от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское, или Нево, по реке Волхову на озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловати до ее верховьев в Волковском лесу; здесь суда перетаскивались по сухому пути волоком в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море.
Великий путь из Скандинавии в Византию и обратно был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию (недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев).
Волхов, соединявший Ильмень и Ладожское озеро, был магистральной артерией летописного «пути из варяг в греки», начинавшегося на Неве и завершавшегося в устье Днепра, на берегах Черного моря. На этом пути, на древней береговой возвышенности Ладожского озера, находилась Велеша — племенное святилище словен, посвященное Велесу, божеству, покровителю лесов, скота, богатства и торговли. Близ него не позднее 750 г. возникла древнерусская Ладога (Старая Ладога) — первый порт и крепость на тогдашних рубежах Руси.
По пути этому шло множество различных товаров: от варягов шло сукно, холст, полотно, медные и железные изделия, олово, свинец и драгоценный янтарь; кроме того, шла в большом количестве соленая сельдь; Русская земля торговала, как и в Геро-дотовы времена, хлебом, дорогими мехами, медом, лесом, салом, скотом, лошадьми и рабами; из Царьграда шли главным образом паволоки, каковым именем назывались греческие шелковые гкани с золотым или без него; паволоки были в большом ходу как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком непременно шил себе одежду из паволок; затем греки торговали золотом и серебром в различных вещах женского и мужского убора, каковыми были: серьги, запястья, обручи, перстни, запонки, кольца и пуговицы; наконец, из Царьграда же шли тканые и кованные кружева для отделки платья, разного рода южные плоды и вина.
На этот путь из варяг в греки прибывали и товары из далекой Пермской страны — самоцветные камни и редчайшие меха, а также товары от Капсия, ковры из Вавилона, индийские ткани с причудливейшими узорами, бусы, бисер, пряности и благовония из Аравии.
Деньги в это время на Руси были кожаные: «куны» (мордочки куниц), «резаны» (отрезки) и «ногаты» — лапки и ушки белок с серебряными гвоздиками (с тех пор и идет название «полушка», то есть полушка белки). Эти кожаные деньги ходили не только на Руси, но в Италии, Франции и на Востоке. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялось необделанное серебро и серебряные шейные гривны, которые весили по фунту каждая.
Наконец, деньгами в то время на Руси служили и монеты различных государств, с которыми мы вели торговлю; больше же всего было в ходу монет греческих и арабских.
Торговлю на пути из варяг в греки начинали весной по вскрытии рек и оканчивали к осени — до замерзания. Множество купцов и разного люда, причастного к торговле, жило по всему пути; главным же их средоточием был Новгород и особенно Киев. И в самом деле, на всем Днепре не было места привольнее и приятнее Киева, особенно для первоначальных действий торга и промысла. Оно доставляло все способы защиты и засады при нападениях врага, давало всякие средства вовремя уйти от опасности и в то же время открывало всякие пути для обеспечения себя продовольствием. Здесь окончательно собирались караваны судов для отправки в Царьград; здесь делались наряды на товары и заключались разного рода торговые сделки; здесь же набиралась для этих караванов судов охрана из вооруженных людей, чтобы пройти по далеко не безопасным от хищных жителей южным степям; наконец, здесь же нанимались и опытные кормчие, чтобы провести суда через опасные пороги на южном Днепре. Поэтому в Киеве, наряду со своим славянским населением, всегда жило много разного люда: греки, варяги, поляки и евреи; последние не только торговали, но как представители хазарского хагана были в описываемое время и чиновниками, собиравшими с коренных обитателей дань. Ввиду большого количества жителей, принадлежавших к различным народам, целые районы города Киева носили название по имени их обитателей; так, хазары жили в Козаре, поляки у Лядских ворот, а евреи у Жидовских.
Торговое дело считалось у наших предков весьма важным и большим делом. Купцы, или гости, как их тогда называли, были всегда, везде и всюду почтенными и желанными людьми. Они должны были не только отлично знать все условия жизни тех стран, с которыми торговали, но должны были также обладать немалой отвагой и воинским искусством, так как нередко им приходилось в своих торговых странствованиях выдерживать бои с разбойниками или дикими туземцами. Наибольшей известностью, как мореходы и славные торговцы, пользовались в те времена варяжские купцы, принадлежавшие преимущественно к славянским племенам, жившим по южному побережью Балтийского моря; они совершали отважные плавания по самым дальним странам и морям; однако не отставали от них и купцы из природных уроженцев Русской земли. Они тоже смело пускались на своих ладьях по рекам нашего севера и востока в отдаленные края и доходили до северного Урала и Югры, где происходила с тамошним населением любопытнейшая немая торговля: когда славянские купцы приезжали на их землю, то в назначенном месте раскладывали свои товары, положа на них заметки, и уходили; по их уходу приходили местные жители и раскладывали рядом со славянскими товарами свои, большей частью меха; затем купцы приходили опять, и кому мена кажется сходной, тот забирает разложенный товар, а свой оставляет; кому же цена не покажется подходящей, тот не берет туземного товара, пока не сойдутся в цене.
Насколько ценились у нас гости, показывает старинный обычаи провожать их по своей земле, чтобы им не чинили каких-либо обид: при этом старейшины и князья не только снаряжали ратных людей для охраны гостей, но на большом пути из варяг в греки сами своими дружинами провожали купеческие караваны, когда они шли по Днепру и возвращались назад.
Это было постоянное занятие старейшин и князей в весеннее и летнее время, пока не закрывалось судоходство по рекам. Осенью же и зимой, как только становились реки, они отправлялись со своими дружинами в особые зимние походы, которые назывались полюдье, по подвластным себе областям. Здесь они собирали дань, творили суд, охотились, а также принимали участие и в той торговле, которая велась зимой.
ссылка Четвертый источник (крайне рекомендую сходить по ссылке - там фотки и иллюстрации)
Цитата:
Путь из варяг в греки.
Водные пути Древней Руси (Волховско-Волжский и Волховско-Днепровский) на протяжении IX-XI вв. играли важнейшую роль в движении массы товаров и денежных средств, обеспечивавших прежде всего развитие экономики Киевской Руси, а в ходе многостороннего торгового обмена между Русью и другими странами Балтийского культурно-экономического региона поступавших в хозяйственное обращение этих стран. Восточное серебро играло роль международной валюты в Северной и Восточной Европе в течение всего IX и большей части X в.; во второй половине X в. по мере сокращения арабской чеканки и начавшейся разработки серебряных рудников в Германии восточное серебро в северо- и восточноевропейском денежном обращении сменяется западным, которое наряду с другими странами Балтийского региона в этот период активно использовала и Русь96.
Масса поступавших денежных средств может быть сейчас реконструирована по данным кладов; с учетом их распределения, а также превращения не менее чем половины монетного серебра в изделия, слитки либо же серебряный "лом" можно получить приблизительную оценку количества драгоценного металла, находившегося в реальном обращении IX-XI вв. и археологически представленного более чем 300000 монет (160000 дирхемов и свыше 160000 денариев) из примерно полутора тысяч кладов стран Балтики (включая территорию Древней Руси)97. Примененная в последнее время методика расчета позволяет оценить суммарное весовое количество серебра в денежном обращении Северной и Восточной Европы IX-XI вв. в 12-15 млн. марок серебра (1 северная марка = 0,5 каролингского фунта, или 4 новгородские гривны серебра).
Не менее 10 млн. марок серебра поступило в виде арабской монеты; примерно 60-70% этого количества оставалось в денежном обращении Древней Руси (в 250 известных сейчас древнерусских кладах представлено не менее 100000 дирхемов), 30-40% поступило в обращение на Балтику. По расчетам В. М. Потина, экспорт серебра из Руси в первой трети IX в. не превышал 1,5% от общего количества поступившего серебра, во второй половине IX в. поднялся до 25% и достиг максимума в X в. (до 980-х гг.), когда составлял 45-50%98. С переходом от экспорта восточного к импорту западного серебра Русь получила из Скандинавии примерно 0,5 млн. марок, что составило 15-20% от общего количества поступивших на Балтику денежных средств.
В экономике Северной Европы те 3-5 млн. марок серебра, которые в виде арабских дирхемов поступили из торговых центров Древней Руси, составили более половины средств, использованных в ходе "феодальной революции" в Скандинавских странах (следует учесть, что дирхем примерно в три раза тяжелее западноевропейского денария)99. В составе Балтийского региона именно Древняя Русь обеспечивала его жизнестойкость; эволюция социально-экономической структуры раннефеодального древнерусского общества, политика Киевского государства оказывали решающее воздействие на судьбы региона.
74. Клад арабского серебра второй половины IX в., найденный на Тимеревском поселении
74. Клад арабского серебра второй половины IX в., найденный на Тимеревском поселении
В период становления трансбалтийских торговых связей торговля славян со странами исламского Востока (760 - 780-е гг.) была основным источником поступления серебра (илл. 74). С конца VIII-начала IX в. основным каналом поступления серебра на Балтику с Волжского пути становится Волхов, а важнейшим коммуникационным центром вслед за Ладогой, как доказал в ряде исследований Е. Н. Носов, в это время становится район Новгорода, занимавший исключительно выгодное положение на перекрестке водных систем, входивших в состав как Балтийско-Волжского, так и Волховско-Днепровского "Пути из варяг в греки"100.
Памятники Ладоги и ее округи, таким образом, археологически фиксируют важнейший участок этих путей: выход в Балтийское море по Неве-Ладожскому озеру (древнерусское "озеро Нево" - нижнему течению Волхова. Клад IX в. в устье Невы, на территории Галерной гавани; скопление поселений в низовье Волхова; Ладога и ее округа; наконец, памятники у волховских порогов свидетельствуют об оформлении этого участка не позже VIII - начала IX в.
На волховских порогах, в 9 км выше Ладоги, у деревень Михаил-Архангел и Новые и Старые Дубовики, находились две группы сопок, городище и небольшой открытый "посад" при нем. Материалы поселений синхронны слоям Ладо-IX в. В договоре Новгорода с городами Ганзейского союза 1270 г. подробно описаны условия и обстоятельства перехода через пороги в XIII в., восходящие, несомненно, еще ко временам "Пути из варяг в греки"101.
Выше порогов располагается известное Гостиное Поле, или Гостинопольская пристань (Gestevelt), где, по документам XIII в., ладьи, преодолев сложное препятствие, останавливались и платили пошлину. Работами Староладожской экспедиции ЛОИА и ЛГУ в 1984 г. впервые удалось определить характер археологических памятников этого района: напротив Гостиного Поля, открытого берегового участка, на правом берегу Волхова у деревни Вельсы находилось небольшое городище на водном пути по Волхову, располагавшее небольшой гаванью в излучине впадающей в Волхов реки Жупки. Рядом с городищем на высоком береговом повороте с XV в. стояла церковь Никольского гостинопольского монастыря, возможно на месте древнего языческого святилища на водном пути, на участке, где Волхов разделяется на два рукава, омывающие остров Вындин. Городище, культовое место и открытая ладейная стоянка на противоположном берегу составляют единый комплекс памятников Гостиного Поля, судя по имеющимся материалам, восходящий к IX-X вв.
В 40 км вверх по Волхову, у деревни Городище, близ Пчевских порогов расположено следующее из волховских городищ. Находящиеся поблизости группы сопок свидетельствуют о сложении и здесь одного из коммуникационных узлов водного пути VIII-IX вв.
Следующий, центральный узел сформировался в верхнем течении Волхова, там, где на протяжении примерно 15 км от истока от реки отделяется ее рукав Волховец; омываемое Волховом и Волховцом пространство образует крупнейший из волховских "островов", возможно давший название скандинавскому топониму для обозначения Новгорода и поселений его округи (Holmgardr), по Е.А. Мельниковой, первоначально, может быть, во множественном числе Gardar - "поселения, усадьбы (по реконструкции T. Н. Джаксон, возможно, букв, "грады" на острове"102; может быть, здесь же следует искать и объяснение рассказам арабских авторов о легендарном "острове русов".
Первый из "градов" этого островного пространства - Холопий городок (Drelleborch ганзейцев, калька сканд. praelleborg), укрепленное поселение, на котором найдены клад дирхемов (811 г.) и клад железных орудий труда; материалы памятника датируются IX в.103 С IX по XIII в. Холопий городок являлся поселением, контролировавшим движение по Волхову в месте раздвоения водной магистрали104.
С другого конца раздвоения Волховского-лодного пути, при истоке р. Волховца из Волхова, находится известное Городище ("Рюриково" в книжной традиции. Есть основания сопоставить его с неидентифицированным скандинавским топонимом Gadar)105. Исследования Е. Н. Носова показали, что не позднее чем со второй половины IX в. оно контролировало ключевое место волховской магистрали106. Площадь поселения, первоначально не превышавшая 1 га, в X в. возросла до 3 га. В материалах Городища неоднократно отмечались различные категории вещей, характеризующих раннегородскую культуру Верхней Руси, в том числе скандинавские импорты (включая вещи с руническими надписями) и "вещи-гибриды", вроде изготовленной здесь фибулы с маской героя, пожираемого змеей107.
Градостроительная структура Новгорода Великого, объединившая предшествующие поселения вокруг укрепленного Детинца, сформировалась, как показали исследования Новгородской экспедиции под руководством В. Л. Янина, к середине X в.108 К этому времени Новгород стал крупным городским центром; в течение X в. формируется плотная уличная застройка Неревского, Людина и Славенского концов, в конце столетия в Детинце был сооружен деревянный Софийский собор. На противоположной, Торговой стороне в начале XI в. основывается княжеская резиденция - Ярославово дворище.
В ранних отложениях Новгорода представлены скандинавские вещи (скорлупообразная фибула, фрагмент шейной гривны, различные украшения, христианские крестики); ряд изделий может рассматриваться как "вещи-гибриды", выполненные новгородскими ремесленниками109. Известны рунические надписи (по кости), нанесенные жившими в Новгороде норманнами110. "Хольмгард" неоднократно упоминается в эпитафиях на рунических камнях XI в., сохранившихся на территории Скандинавии; обычно это - место гибели воина, иногда в составе наемного отряда (подобной дружине посвящена известная "Сага об Эймунде" во второй половине XI в. для варягов в Новгороде была построена церковь в память Олава Святого, норвежского конунга, многие этапы жизни которого были связаны с Русью. Все эти памятники достаточно отчетливо очерчивают основной уровень славяноскандинавских контактов в Новгороде. По сравнению с Ладогой социальное взаимодействие в городских, ремесленно-торговых слоях здесь было менее длительным и глубоким; князья и их дружина - вот преимущественно та социальная среда, в которой и по данным саг, и по сведениям летописи оказывались в Новгороде варяги. При этом политическая структура Новгорода уже в IX-XI вв. существенно ограничивала права князя и его дружины (а тем более временного ее контингента) в пользу местного боярского самоуправления. Тысяче наемных варягов, готовых получать от новгородского князя "по эйриру серебра", а если его не хватало, "брать это бобрами и соболями"111, новгородское боярство могло противопоставить многие тысячи воинов, мобилизуемых территориально-административной организацией Новгорода и Новгородской земли, как это следует из рассказа "Повести временных лет" о конфликте 1015 г. между новгородцами и князем Ярославом112. Древнерусская боярская знать (в состав которой входили и какие-то ославянившиеся семьи "от рода варяжьска", опиравшаяся на политико-административную раннефеодальную структуру, выросшую из "племенного княжения", и в середине IX в., и в начале XI в. была главной политической силой, регулировавшей жизнь этого важнейшего центра на "Пути из варяг в греки". И лишь вступив в договорные, строго регламентированные отношения с этой знатью, варяги получили доступ по этому пути в глубины русских земель. Со второй четверти IX в. серия находок скандинавского происхождения в небольших локальных центрах Волхово-Днепровского пути фиксирует ранние этапы формирования главной древнерусской водной магистрали. На Ловати в IX-X вв. одним из таких центров было небольшое укрепленное поселение с ремесленным посадом, Городок близ Великих Лук; наряду со скандинавскими и балтскими здесь представлены и западнославянские элементы (прежде всего в керамическом комплексе)113. В верховьях Западной Двины скандинавские находки в местном культурном контексте известны в Торопце (к IX в. относится селище и могильник "культуры длинных курганов" в Днепре-Двинском междуречье - у деревни Рокот (селище и могильник "культуры длинных курганов" близ более раннего городища), у деревни Кислая (аналогичный комплекс памятников), у деревни Новоселки (городище и курганные группы)114. В кладе у деревни Кислая вместе с арабским серебром найден датский полубрактеат Хедебю (ок. 825 г.), поступивший, видимо, по Двинскому пути из области наиболее ранней стабилизации славяно-скандинавских отношений на Западной Балтике115. Остальные находки - второй половины IX в. В курганах у деревни Новоселки с норманнскими вещами и чертами обряда сочетаются особенности, характерные для местных балтских племен116. Крупнейшим же центром славяноваряжских контактов на центральном участке "Пути из варяг в греки", где перекрещивались водные и волоковые переходы систем Волхов-Днепр-Двина-Угра-Ока, стал Смоленск, который для этого времени многие исследователи отождествляют с Гнездовским комплексом памятников117.
В 12 км от современного Смоленска, у деревни Гнездово на правом берегу Днепра высится Большое гнездовское (Центральное) городище, укрепления которого были впервые сооружены в начале. X в. (илл. 75). Вокруг городища на площади около 16 га раскинулся неукрепленный "посад". Полукольцом его окружает курганный могильник, по традиционной терминологии разделяемый на Центральную и Лесную группы и насчитывавший до 6000 насыпей; это - крупнейшее средневековое курганное кладбище Европы.
75. Гнездовский комплекс памятников (городища, поселения, курганные группы)
75. Гнездовский комплекс памятников (городища, поселения, курганные группы)
В 1868 г. при строительстве железной дороги был найден замечательный клад серебряных вещей (хранится в Государственном Эрмитаже); многие изделия, особенно характерная "маска", могут быть произведениями местного ремесла, "гибридизировавшего" древнерусские и скандинавские традиции (цв. илл. 1, 14, 15, 23, 24). Со времени находки этого клада и до наших дней, по существу, не прекращается систематическое изучение Гнездова. Раскопки курганов здесь производили в дореволюционные годы В. И. Сизов, С. И. Сергеев и др., в советское время - Д. А. Авдусин. Изучение поселения связано также с именами А. Н. Лявданского, И. И. Ляпушкина, ныне его исследует T. А. Пушкина.
Первоначальное поселение в Гнездове связано, по-видимому, с местной культурой "тушемлинского типа", на основе которой в VIII-IX вв. во многом сформировалась кривичская "культура смоленских длинных курганов". В самом Гнездове, правда, длинных курганов нет, хотя в некоторых погребениях представлены элементы характерного для нее обряда. Основная масса гнездовского населения сформировалась за счет активного притока славян; при этом прослеживаются связи как со Средним По-днепровьем, так и с западнославянскими землями в Центральной Европе: серия височных колец, аналогичных великоморавским, а также известных в роменско-боршевской культуре Днепровского Левобережья118. Серия небольших полусферических курганов с сожжениями в верхней части насыпи характеризует погребальные обычаи славян VIII-IX вв.
В IX в. гнездовское поселение представляло собой открытый, довольно крупный по тем временам поселок (площадью около 4 га). Из 117 монет, найденных к 1982г. в культурном слое поселения, наиболее ранняя серия (18%) чеканки VIII - начала IX в.; небольшое количество монет африканского чекана свидетельствует об участии Гнездова в восточноевропейском монетном обращении уже на первом его этапе (до 833 г.). Однако наиболее интенсивные торговые операции здесь разворачиваются в 920 - 950-х гг. В это время были зарыты в землю семь гнездовских кладов (цв. илл. 15), после 960-х гг. приток восточного серебра прекращается119.
15. Серебрянные подвески, гнездовский клад
15. Серебрянные подвески, гнездовский клад
Первые варяжские погребения в Гнездове также появляются в IX в. Среди них выделяется курган № 47 (раскопки Д. А. Авдусина). Обряд - как в курганах Плакуна под Ладогой, сожжение в ладье. Но курган отличается от ладожских сравнительно крупными размерами (высота насыпи более 1,2 м, диаметр 13 м), разнообразием мужского и женского погребального инвентаря. Остатки сожжения были помещены в две урны (сосуды южного, причерноморского происхождения); в погребении найдена железная шейная гривна с молоточками Тора. Наиболее же примечательная находка-золотая, превращенная в подвеску монета византийского императора Феофила II (829-842 гг.), того самого, что принимал послов "хакана росов". Если учесть, что вторая из весьма редких монет этого императора (серебряная, также превращенная в подвеску) найдена в одном из камерных погребений Бирки, то мы располагаем свидетельством если не судеб самих "свеев" - послов "хакана росов" (на Север, в Бирку, поехал один, и "на Восток, в Гарды", - другой), то, во всяком случае, установления контактов между Русью, Византией и Швецией по "Пути из варяг в греки" не позднее второй трети IX в. (вероятнее всего, в интервале 825-838 гг.)120.
Этим же временем датируется курган № 15 (10) из раскопок М. Ф. Кусцинского 1874 г. в Гнездове, содержавший набор вещей, куда входит меч типа Е (вариант, относящийся к первой половине IX в.), копье с "готическим" орнаментом (VIII-IX вв.), гривна с молоточками Тора и другие вещи, позволяющие отнести комплекс ко второй половине IX в.121
Скандинавские материалы относятся ко времени зарождения в Гнездове урбанистического образования особого типа - "открытого торгово-ремесленного поселения" (ОТРП), по своим функциям и структуре близкого северным "викам" и "приморским торговым местам" балтийских славян122. Гнездово контролировало как мери-диальный Волховско-Днепровский путь, так и выходившие на Волгу "широтные пути" по Двине, с выходами на Оку. Норманны, оказавшиеся на этом речном перекрестке, установили достаточно тесные отношения с местными славянами и собственно кривичским (в Верхнем Поднепровье и Подвинье) населением, что соответствует, в частности, упоминанию кривичей в числе участников летописного "изгнания варягов", а затем "призвания князей". Включаясь в местную общественную среду, прежде всего в ОТРП с их дружинно-торговым и ремесленным населением, скандинавы становились участниками общерусского процесса экономического, социального и политического развития Древнерусского государства.
После похода Олега, в 882 г. мирно вступившего в город союзных с Новгородом кривичей, с появлением в гнездовском Смоленске княжеской администрации (что, видимо, проявилось в возведении укреплений на Большом гнездовском городище), резко возрастает общерусская роль поселения на Верхнем Днепре. Смоленск (Мелиниска) упоминается в сочинении византийского императора Константина Багрянородного в числе крупнейших русских центров середины X в. Это время расцвета Гнездова.
77. Каролингский меч типа E из кургана у д. Усть-Рыбежна в юго-восточном Приладожье, IX в.
77. Каролингский меч типа E из кургана у д. Усть-Рыбежна в юго-восточном Приладожье, IX в.
78. Меч типа T-2, Вахрушево, юго-всточное Приладожье, X в.
78. Меч типа T-2, Вахрушево, юго-всточное Приладожье, X в.
79. Слева - меч типа D из могильника у с. Михайловское (Ярославское Поволжье); справа - наконечник и меч типа E из кургана Гульбище (Чернигов, X в.)
79. Слева - меч типа D из могильника у с. Михайловское (Ярославское Поволжье); справа - наконечник и меч типа E из кургана Гульбище (Чернигов, X в.)
Скандинавы составляли определенную часть населения "гнездовского Смоленска" конца IX-XI вв. По подсчетам Д. А. Авдусина, среди гнездовских курганов свыше 40 содержали скандинавские погребения, еще в 17 найдены скандинавские вещи123. При анализе Гнездовского курганного некрополя выявляются интересные тенденции в развитии погребального обряда. В X в. в центральной части могильника образуется своего рода "аристократическое кладбище", состоящее из цепочки особенно высоких, так называемых "больших курганов" (до 5-9 м высотой) (илл. 76). В погребальном обряде этих насыпей обычаи, привнесенные варягами (сожжение в ладье), соединились со своеобразными новыми ритуалами, выработанными в местной среде и неизвестными в Скандинавии. Поразительно совпадение обряда "больших курганов" с описанием похорон "руса", которые наблюдал Ибн Фадлан на Волге в 922 г. На высокой (до 1 м) земляной платформе со специальным всходом сооружался погребальный костер, на нем устанавливалась ладья; в ней помещали тела мужчин в воинских доспехах и женщин в праздничном наряде; затем все предавали огню. Останки собирали в урны, возле них складывали оружие: мечи (илл. 77-79) и копья в "больших курганах" воткнуты в землю и нередко накрыты шлемом или щитом, это специфически смоленский ритуал. Затем совершались жертвоприношения: туши барана или козла (у норманнов считались священными животными Тора) помещали в котел, установленный рядом с захоронением. По наблюдениям В. А. Булкина и В. Я. Петрухина, эти ритуалы представляют собой своеобразную переработку северных обычаев124. Родиной этого пышного и сложного обряда можно считать Гнездово, а средой, которая его выработала, - дружины "русов", в составе которых варяги утратили этническую самобытность. Обычаи, которые ранее отделяли норманнов от иноплеменников (в первую очередь сожжение в ладье), становятся общим дружинным обрядом; появляются новые ритуалы, и мы обнаруживаем их (например, жертвоприношения в котлах) в монументальных насыпях Чернигова, где похоронены были представители русской дружинно-боярской знати, преимущественно славянской по происхождению.
76. Большие курганы Гнездовского могильника (реконструкция по В. А. Булкину)
76. Большие курганы Гнездовского могильника (реконструкция по В. А. Булкину)
Процесс взаимодействия, аккультурации и ассимиляции варягов проявился не только в "гибридизации" погребального обряда. Гнездово было одним из центров развития древнерусского художественного ремесла, в котором те же тенденции проявились с еще большей полнотой. "Вещи-гибриды", найденные в Гнездове, раскрывают некоторые стороны этого взаимодействия. В одном из курганов была найдена фибула с маской, очень близкая находке (литейному браку) из "Рюрикова" городища. Рукоять одного из гнездовских мечей богато украшена орнаментом, характерным для скандинавских фибул (женских украшений). Ряд других ювелирных изделий, найденных в гнездовских курганах, на поселениях, в кладах, представляет собой сложное соединение различных художественных стилей и технических решений-славянских, восточных, скандинавских.
"Гнездовский" Смоленск существовал до середины XI в. Во второй половине X в. здесь появляется новый погребальный обряд - погребения в камерах125. По происхождению скандинавский, он представлен в различных городских центрах Балтийского региона и Древней Руси - Бирке, Хедебю, Ладоге, Пскове, в Шестовицах под Черниговом, одно погребение известно в Киеве. Всюду этот ритуал связан прежде всего с феодализирующейся королевской, а на Руси-княжеской дружиной126. К этому времени происходят существенные изменения в соотношении старых и новых раннегородских центров. На Днепровско-Двинском участке "Пути из варяг в греки" возрастает значение Орши, Полоцка, Витебска. В Гнездове обособляется особый, Ольшанский комплекс памятников (городище, селище, курганный могильник), расположенный в 5 км ниже по Днепру. В течение XI в. торговая активность Гнездова замирает, с этого времени быстро развивается "княжеский Смоленск" с центром, по-видимому, на Соборной горе127.
Рост феодального древнерусского города, укрепление позиций княжеской администрации, под контролем которой оказываются речные пути, наиболее полным образом проявились в Киеве, где сходились в единый узел важнейшие водные магистрали, объединявшие сетью коммуникаций все громадное пространство Русской равны128. Область Среднего Поднепровья на протяжении нескольких столетий, предшествовавших окончательному объединению Древнерусского государства в 882 г., выступает основным очагом социально-политических процессов в Восточной Европе129. Земля древних "росов" (Rhos, эта форма еще в IX в. зафиксирована Бертинскими анналами) - именно она стала основным средоточием тех надплеменных и межплеменных общественных сил, выделявшихся из среды полян и словен, древлян и радимичей, северян и кривичей, мери и чуди, которые, пройдя несколько этапов консолидации, чередовавшихся с распадом объединений и борьбой конкурирующих центров, в конце IX столетия объединились вокруг Киева, связанного разветвленными речными путями со всеми уголками и градами "Руския земли". Выделившееся из разноплеменных центров, консолидировавшееся вокруг киевского князя, именно это восточноевропейское "рыцарство" времен Олега Вещего называло себя "русь". "И беша у него варязи и словени и прочи прозваша ся русью", - констатирует окончательное утверждение самоназвания раннефеодального слоя "Повесть временных лет"130. Контаминация южной и северной форм отразила завершение процесса, развивавшегося в долетописные времена. Он начинался не позднее первых межплеменных союзов во второй половине I тысячелетия н. э., когда "живяху в мире поляне, и деревляне, и север, и радимичи, вятичи и хрвате"131: ареал этого объединения примерно соответствует территории того коренного образования в Среднем Поднепровье, которое, по данным фундаментального исследования А. Н. Насонова, и в Х-ХII вв. по преимуществу обозначалось именем "Русская Земля" и центром которого был Киев132. В начале IX в. вокруг этого среднеднепровского политического образования объединяется противопоставивший себя Хазарии "каганат росов"; после кратковременного распада и восстановления единства русских земель в 882 г. Среднее Поднепровье, и в первую очередь Киев, становится основным центром Волхово-Днепровской водной магистрали.
Рост столицы Русской земли прослеживается последовательно на протяжении ряда столетий. Городище V-VIII вв. с языческим святилищем, славянскими жилищами-полуземлянками, "градок" летописного Кия, обрастает поселениями-сателлитами и постепенно превращается в богатый и многолюдный славянский торгово-ремесленный город. В IX-X вв. на огромном пространстве вокруг поселения раскинулся обширный могильник (или несколько самостоятельных языческих кладбищ). К сожалению, разрушение дохристианского некрополя, начавшееся уже при Владимире и Ярославе, позволяет составить о нем лишь самое приблизительное представление133.
Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что еще в эпоху господства могил с кремацией (в Киеве вытесненных обрядом ингумации в X в.) появились монументальные курганы военных предводителей с богатым инвентарем, роскошными импортными тканями, посудой, останками жертвенных животных (погребения № 97, 119, 120, 121 по М. К. Каргеру). Ни в обряде, ни в инвентаре этих насыпей нет, в отличие от гнездовских "больших курганов", никаких скандинавских особенностей. Они оставлены представителями местной, киевской славянской знати, и до конца IX в. в Киеве не прослеживается никаких археологических признаков присутствия в среде этой знати, да и вообще в земле киевских полян - варяжских выходцев. По-видимому, эпизодические контакты с ними, вроде участия норманнов в посольстве "хакана росов", не оставили отчетливых вещественных следов.
Выросшая из полянской племенной "старейшины" боярская знать Киева в X в. хоронила своих мертвых по особому обряду. Это так называемые срубные гробницы с ингумациями. Сходный на первый взгляд с камерными погребениями, этот обряд, однако, отличается от них прежде всего конструкцией погребального сооружения. Славянская техника возведения сруба, чуждая северному домостроительству и неизвестная в ритуальной практике скандинавов, полностью соответствует местной строительной традиции; в последних десятилетиях IX в. на Подоле уже появились кварталы и улицы, застроенные срубными жилищами. Мужские погребения в киевских срубных гробницах сопровождаются оружием (найден меч, лук и стрелы славянских типов), в женском захоронении - золотые височные кольца. Никаких скандинавских влияний в обряде и инвентаре этих погребений (№ 105, 109, 110, 112, 113, 123) проследить нельзя.
В ряде дружинных могил, содержащих захоронение воина с конем (уложенным не в ногах, как у норманнов, а рядом с покойником, что ближе к степным традициям), найдено вооружение общеевропейских типов. Мечи из городского некрополя - особых, местных форм, с характерным восточноевропейским орнаментом на рукояти.
Единственным скандинавским погребением основного киевского могильника на территории так называемого "Города Ярослава" следует признать погребение № 114 в камере столбовой конструкции с парным захоронением мужчины и женщины, северной ориентировкой костяков; среди вещей - меч типа Y. Комплекс можно датировать концом Х - началом XI в. Это погребение вполне могло принадлежать одному из варяжских наемников Владимира, осевших в русской столице.
Хорошо известные в литературе находки скандинавских вещей в Киеве связаны не с основным киевским комплексом памятников на территории Города Владимира и Ярослава, а с особым, существовавшим сравнительно непродолжительное время поселением-сателлитом. От него сохранились остатки обширного некогда городища на Лысой горе, к северу от Старокиевской горы, Замковой горы и Щекавицы (цепочки первоначальных киевских поселений вдоль берега Днепра). Близ городища находился второй киевский могильник, где раскопаны погребения с мечами типов Е и Н, скорлупообразными фибулами и другими вещами скандинавского происхождения (могилы № 116, 117, 124, 125). Здесь же найден клад арабских дирхемов, зарытый в земле во второй половине X в.
Городище на Лысой горе занимало важное топографическое положение, позволявшее контролировать киевскую речную гавань, реку Почайну и перекресток сухопутных путей, Дорогожичи, связывающие Киев с Вышгородом, Белгородом и другими городами Среднего Поднепровья. Появление этого укрепления можно отнести ко времени Олега Вещего (882-912 или 922 г.). Крепость, в которой пришедший с севера князь разместил часть своей разноплеменной дружины, просуществовала немногим более полувека; вскоре после дунайских походов Святослава, где, вероятно, погибли многие из постоянных ее обитателей, она перестала функционировать, а оставшееся население растворилось в бурно растущей древнерусской столице, вскоре затем подвергшейся крупномасштабным градостроительным преобразованием Владимира, а позднее Ярослава.
Есть основания отождествить эту "крепость русов" с загадочным названием "Самбатас"134. Расположенная над затоном Почайны, где со времен Ольги до начала XVIII в. сосредоточивались речные суда на зимовку, она поразительно точно соответствует описанию в сочинении Константина Багрянородного "Об управлении государством" (950-е гг.), единственном источнике, где отмечено особое название "киевской крепости" - Самбатас.
В главе 9 "О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь" Константин, неоднократно общавшийся с "росами", записавший у них названия днепровских порогов, представлявший устройство и оснащение "моноксил" - однодеревок, резюмировал свои знания о положении и занятиях "росов" на родине:
"Зимний же и суровый образ жизни росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдие, что именуется "кружением", а именно в Славинии вервианов [древлян], другувитов [дреговичей], криветеинов [кривичей], севернее [северян] и прочих славян, которые являются пактиотами (данниками) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепре, возвращаются в Киаву". Сюда же в Киев по речным артериям, объединяемым водными магистралями "Пути из варяг в греки", груженные данью однодеревки из Верхней, "внешней Росии идут из Немогарда [Новгород, или же Ладога, "город на озере Нево"?], в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а также из крепости Милиниски [Смоленска], из Телиуцы [Любеча], Чернигоги [Чернигова] и Вусеграда [Вышгорода на Днепре]. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киава, называемой Самбатас... И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они опускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех Дней, пока соединяются все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр"135.
Сбор и реализация полюдья, как детально показано в исследовании Б. А. Рыбакова "Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв.", были государственно организованным мероприятием, охватывавшим громадную территорию и осуществлявшимся в интересах иерархически организованного восточнославянского феодального класса Древней Руси136; "сбыт полюдья" - важный элемент своеобразной формы раннефеодального обложения при характерном для Киевской Руси строе феодальных отношений, который впервые был отмечен К. Марксом137 и состоял из вассалитета без ленов (фиксированных феодальных земельных владений, "фьефов" или, точнее, обеспечивал членам вассальной иерархии "фьефы, состоящие исключительно из даней"138. Феодальная, иерархически построенная организация "росов", возглавленная "великим князем русским" ("хакан-рус" арабских источников), подчинявшимися ему "светлыми князьями" (главами племенных союзов) и "всяким княжьем" отдельных племен, опиравшаяся на "великих бояр" и "бояр", на многочисленных вооруженных мужей и гостей-купцов139, то есть тех самых "русинов" "Русской Правды", статус и безопасность которых обеспечивало великокняжеское законодательство, превратила Волховско-Днепровский путь в главную политико-административную магистраль Древнерусского государства, обустроенную новыми крепостями, опорными базами феодальной власти. Начатое еще при Олеге, это строительство продолжалось в те чение всего X в. Если говорить о варягах, роль их в этом строительстве была сугубо служебной и недолгой. Так, близ Чернигова в первой половине X в. появляется укрепленный военный лагерь, контролировавший подходы к этому, второму по значению центру Среднего Поднепровья (судя по многочисленным курганным кладбищам с монументальными насыпями в городе и его округе, ключевые позиции здесь занимала местная, черниговская боярская знать). Городище у села Шестовицы, в 12 км от города, связано с курганным могильником. Материалы 130 погребений, систематизированные в последние годы, свидетельствуют, что на кладбище наряду со славянскими имеются захоронения варяжских дружинников (камерные могилы, сожжения)140. На городище, очевидно, была дислоцирована дружина киевского великого князя, в составе которой служили и варяжские воины.
В 980-х гг., когда Владимир разворачивает грандиозное строительство оборонительных крепостей на южной границе среднеднепровской "Русской Земли", для их заселения он "поча нарубати муже лучшие от словен, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сих насели грады"141. В перечне этих, в основном верхнерусских, северных племен варяги уже отсутствуют, в отличие от описаний походов начала X в.
Как и археологические данные, письменные источники свидетельствуют об активности варягов на службе киевского великого князя, в основном в первой половине X в. Процесс их быстрого слияния со славянской феодальной средой достаточно ясно прослеживается в наиболее достоверных документах эпохи, договорах Руси с Византией. В 907 г. под Константинополем Олег, начиная переговоры с греками, "посла к нима в град Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида"142. Так же выглядит ономастикой 912 г.: "Мы от рода рускаго Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Ли-дул, Фост, Стемид"143; заметим, что вовсе не обязательно все эти люди со скандинавскими именами были норманнами: за несколько десятилетий совместной деятельности славяно-варяжских дружин в их составе уже могли появиться дети от смешанного брака, славянский воин мог назвать сына и в честь варяжского родича или боевого товарища... Тем не менее сама концентрация варяжских личных имен - показатель для характеристики "русов" эпохи Олега. Спустя 33 года из этих, "варяго-русских" его сподвижников, возможно, лишь Фост (Фаст), Гуды и Труан (Туад?) оставались в среде "княжья и боляр" киевского великого князя. В 945 г. "Либиар Фастов", "Алвад Гудов", "Фудри Туадов" выступают посланцами, связанными со старшим поколением, но действуют они уже среди нового, судя по именам, разноплеменного поколения "боляр", в котором на всех уровнях, начиная с княжеского (Святослав), распространены бесспорно славянские имена: Воло-дислав, Передъслава, Синко, Борич144.
В середине столетия происходит ощутимый сдвиг в соотношении интересов киевских "русов". Успешные походы Святослава на Волгу в 964-965 гг. привели к уничтожению Хазарии, ослаблению Булгара; Волжский путь теряет былое значение, вскоре прекращается и поток арабского серебра. Уже в 950-х гг. Днепровская магистраль становится главной транспортной артерией Киевского государства, и она активно используется для укрепления феодальной администрации, создания сети погостов и становищ, новых городов и крепостей. Русское боярство, основной инициатор этой землеустроительной работы, без особого энтузиазма относится к воинственным замыслам Святослава и его соратников (в числе которых один из последних знатных варягов, воевода Свенельд)145, героических хищников, бесстрашно рыщущих в поисках "чюжея земли". В дунайских походах и на Крарийской переправе гибнут наиболее активные представители этой воинской силы "героической поры" становления Киевской Руси. Возможно, как предположил Б. А. Рыбаков, дружинникам Святослава принадлежали великолепно орнаментированные северные мечи, найденные на Днепрострое, на месте гибели князя в 972 г.146
В дальнейшем, по письменным источникам, мы знаем варягов в войске Владимира во время его борьбы за киевский престол в 980 г. Достигнув цели, князь хотел спровадить беспокойных наемников в Константинополь, где вскоре был образован варяжский корпус дворцовой гвардии, в котором служили многие выдающиеся выходцы из Скандинавии конца X-XI в. "Сага об Эймунде" повествует о судьбах варяжской дружины Ярослава в начале его княжения, в 1016-1020 гг.147 О найме варягов в эти годы сообщают и летописи: варяжская дружина Якуна (Хакона) сражалась на стороне Ярослава при Листвене в 1024 г. ("Кто сему не рад? Се лежит северянин, а се варяг, а дружина своя цела", - заметил после боя победитель, князь Мстислав)148. Документом путешествий варяг в Византию по "Пути из варяг в греки" в конце X-XI в. остался рунический камень (единственный надгробный памятник такого рода на территории Древней Руси), найденный в одном из курганов на о. Березань, напротив днепровского устья. Надпись сообщает: "Грани сделал холм этот по Карлу, товарищу своему" (filaka sin). Термин "фелаги", хорошо известный в социальной практике дружин викингов149, военно-торговых объединений, достаточно точно указывает социальный статус варягов, пользовавшихся Волхово-Днепровским "Путем из варяг в греки".
Деятельность варягов на этом пути в целом подчинялась интересам и целям Древнерусского государства. Этот вывод подкрепляет вся совокупность вещественных и письменных источников, в том числе - качественно новых, выявленных в самое последнее время.
ссылка
Как видно далеко не только славянскими рабами
(Отредактировано автором: 22 ноября 2011 — 16:54) ----- Justitia suum cuique distribuit
Я честно не понимаю. Речь идет о торговле Киевской Руси с византийцами?
Со скандинавами не торговали?
Или скандинавы были посредниками? Или как?
На какие деньги был построен Киев?
Теперь я не понимаю, про что Вы речь ведете. Про движение товаров? Или про то, кто эти товары двигал?
Про прямой обмен Готланд-Константинополь?
Alex
Отправлено: 22 ноября 2011 — 17:00
сержант
Сообщений всего: 94
Дата рег-ции: 9.06.2011
Репутация: 1
Blitz пишет:
А славян, значит, степняки в полон не уводили?
Патриотизм уже совсем зашкаливает. "Жертвами жребия" легко можно было стать и от степняков-кочевников. Не менее, а даже более логично.
Половцы уводили в плен славян и торговали славянами, славяне уводили в плен половцев и торговали половцами.
Безусловно. Но. Степняки торговали славянами по пути из варяг в греки, через Киев и Новгород?
Не проще ли в Крым поехать, в Херсонес и Кафу?
Поискал в себе патриотизм по отношению к Киевской Руси. Может быт, он и есть, но все равно - свинское государство. Не дай бог в таком жить.
Blitz пишет:
"Жертвами жребия" легко можно было стать и от степняков-кочевников. Не менее, а даже более логично.
Совершенно согласен. Вот я и пишу
Alex пишет:
Степняков пойди поймай, а своих всегда выгоднее эксплуатировать самостоятельно.
И делаю вывод, что, учитывая стремительную урбанизацию, рабов на продажу в Киевской Руси было очень мало. Не особенно расторгуешься. (Добавление)
Blitz пишет:
Про прямой обмен Готланд-Константинополь?
Про него. Я всегда считал, что варяги сами плавали в константинополь и еще дальше.
Или они останавливались в Киеве, сбрасывали товары (какие), получали в обмен что-то("ковку"?), а уже местные купцы плыли в черное море, продавали там своих соотечественников и привозили "ковку"?
Вопрос - где в этой схеме политический потенциал?
ссылка
Как видно далеко не только славянскими рабами
Источник?
Я ссылась на Багрянородного и Тудельского. А на что ссылается Ваш "источник"?
Вот пример грамотной ссылки, так, на будущее. Ее поймет любой.
"Итак у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях на по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог".
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.:Наука,1989 с.47-49.
Пример безграмотной ссылки. Ее поймут только копипастеры.
SolitaryWolf пишет:
Русская земля торговала, как и в Геро-дотовы времена, хлебом, дорогими мехами, медом, лесом, салом, скотом, лошадьми и рабами
Я не понимаю:
а) Что за русская земля была в "Гертодоты времена"?
б) Зачем тащить лес в Константинополь?
в) Зачем покупать скот и лошадей у киевлян, если все это можно купить в Крыму, на Тамани - и везти ближе и у "непосредственного производителя"
Alex
Отправлено: 22 ноября 2011 — 17:25
сержант
Сообщений всего: 94
Дата рег-ции: 9.06.2011
Репутация: 1
Вы меня извините, но схема "туземные рабы в обмен на золото" предполагает один небольшой город, населенный на две трети эмигрантами, и постепенное загоняние основной массы населения в дебри каменного века. А в Киевской Руси были: стремительный рост населения, урбанизация, увеличение внешнеполитического влияния, расцвет искусств и ремесел, светская и церковная литература и т.д. (Добавление) Blitz
Я верю, что торговали и рабами тоже.
Более того, я верю, что ими торговали массово.
Но в то, что это был основной товар, я не верю.
Гость
Отправлено: 22 ноября 2011 — 17:41
УДАЛЁН
Alex
очень мало инфы. Вот например, в древнерусских летописях есть термин "гречники" - то есть купцы, которые торгуют с греками (аналог позднейших "сурожан". Известно, что в обязанности киевского князя входило прикрывать их путь по нижнему течению Днепра от кочевников. Но чем именно они торговали? В плане на вывоз? Непонятно.
Потом. В самом Киеве были национальные кварталы, состоящие из торговцев. Например, жидов. Понятно, что они то же чем-то торговали.
Валентин
Отправлено: 22 ноября 2011 — 17:51
подполковник
Сообщений всего: 2224
Дата рег-ции: 25.08.2010
Репутация: 11
Alex: варяги и сидели в Киеве и сами торговали и откаты с проезжих брали. Кто княжил в Киеве? Два отпетых славянина - Аскольд и Дир. Кто их прикончил и сам сел на выгодное место? Игорь и Олег (Ингвар и Одд). Владимир, Красная Рожа как в Киеве воцарился? Приплыл с со своим дядькой-евреем Добрыней из Новгорода и с дружиной, навербованной в Скандинавии (три года он там ошивался - вербовал дружину, то бишь, варягов) и послал гонца к Ярополку - брату, который княжил в Киеве с сообщением, что прибыли купцы из-за моря Варяжского и приглашают на пир. Ярополк и прибыл с небольшой охраной. Тут выскочила владимирова дружина и Ярополку секим-башка сделала. Сплошной варяжский мордобой с лёгкой славянской примесью. Кстати, приезд купцов и банкет в ресторации были настолько обычным делом, что Ярополк даже не засомневался.
(Отредактировано автором: 22 ноября 2011 — 17:52)
За этот пост сказали спасибо: fan1945
Гость
Отправлено: 22 ноября 2011 — 18:01
УДАЛЁН
Alex,
к завтрашнему утру всю тему зафлудят, потом придут тролли, и кончится опять тем, чем кончились все темы - евреями и сталиным.
Вот по поводу скота - источник - тот же Константин Багрянородный. Он пишет
«Печенеги стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Россию… посему росы и озабочены тем, чтобы иметь мир с печенегами. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут лучше и сытнее»
Т.е. киевляне - в лучшем случае перекупщики скота и кожи.
SolitaryWolf
Отправлено: 22 ноября 2011 — 18:04
капитан
Сообщений всего: 531
Дата рег-ции: 20.10.2011 Откуда: Россия
Репутация: 13
Blitz пишет:
Я не понимаю:
а) Что за русская земля была в "Гертодоты времена"?
б) Зачем тащить лес в Константинополь?
в) Зачем покупать скот и лошадей у киевлян, если все это можно купить в Крыму, на Тамани - и везти ближе и у "непосредственного производителя"
Опять началось. Увольте, пожалуйста меня от вашего "непонимания". Почему-то в следующем же вашем посту оно куда-то улетучивается в отношении товаров с юга и практически полностью копирует мои данные, приведенные русским языком, причем ваше мнение так же высказано нормальными русскими словами, а не цитатами из летописей:
Такое впечатление, что по факту мы имеем западноевропейское заболевание, известное широкой общественности как "двойные стандарты", т.е. самому можно обобщать и писать доступным и понятным языком, а оппоненту уже это строжайше запрещено. В очередной раз говорю - не согласны - обличайте и укатывайте первоисточники и сайты, где приведена информация от БСЭ до ЮНЕСКО - это ВАШИ с НИМИ проблемы. Я лишь отвечаю на конкретный заданный вопрос конкретными же цитатами с необходимыми материалами. Там, кстати, и выдержки из ваших любимых летописей есть - идите перечитайте.
P.S. У меня складывается впечатление, что скоро я просто буду игнорить некоторых товарищей за хамство, а других за неадекватную и предвзятую позицию. Вы не член РАН, чтобы требовать от меня на каждую цитату историческое обоснование (когда оно есть - я стараюсь его приводить). Желаете требовать - пройдите по ссылке и качайте права там, думается очень скоро вас и там серьезно воспринимать перестанут. ----- Justitia suum cuique distribuit
Валентин
Отправлено: 22 ноября 2011 — 18:13
подполковник
Сообщений всего: 2224
Дата рег-ции: 25.08.2010
Репутация: 11
Селитряному Волку: проще надо быть, проще. С юморком на мир смотреть. Форумы и созданы для тех, кто мало знает, но воображает, что знает много. А то куда им деваться. Если бы они читать могли, давно бы сами всё прочитали - интернет этими данными забит (при этом цитируют одного Константина Багряномордого (алкаш, что ли?) который сам нигде не был и ничего не видел, но писал со слов вралей-купцов. Это тоже надо учитывать). А единственной летописью, на которую все ссылаются является Повесть временных лет, подделка XV века, списанная с "Картлис Цховреба" ("Житие Грузии" - летописи VII века. Никакого отношения к истории территории теперь называемой Русью не имеющая.
(Отредактировано автором: 22 ноября 2011 — 18:14)
За этот пост сказали спасибо: fan1945
SolitaryWolf
Отправлено: 22 ноября 2011 — 18:38
капитан
Сообщений всего: 531
Дата рег-ции: 20.10.2011 Откуда: Россия
Репутация: 13
Валентин пишет:
Селитряному Волку: проще надо быть, проще. С юморком на мир смотреть. Форумы и созданы для тех, кто мало знает, но воображает, что знает много. А то куда им деваться. Если бы они читать могли, давно бы сами всё прочитали - интернет этими данными забит (при этом цитируют одного Константина Багряномордого (алкаш, что ли?) который сам нигде не был и ничего не видел, но писал со слов вралей-купцов. Это тоже надо учитывать). А единственной летописью, на которую все ссылаются является Повесть временных лет, подделка XV века, списанная с "Картлис Цховреба" ("Житие Грузии"Подмигивание - летописи VII века. Никакого отношения к истории территории теперь называемой Русью не имеющая.
С юморком я на ваше обращение к себе могу смотреть, а когда на основании практически идентичных моим данных делаются весьма оригинальные выводы о том, что основным товаром с севера были рабы, хотя с юга шли и ткани и серебро и украшения и фрукты, что само по себе уже заставляет задуматься о РАВНОЦЕННОСТИ обмена, т.к. никакого населения не хватит в таком количестве рабов на товары повседневной необходимости менять, юмор как-то сам собой улетучивается и превращается сперва в удивление, а потом в недоумение.
P.S. Хотя вы правы и надо относиться проще, т.к. само восприятие мира строится на субъективной оценке тех или иных происшествий в нем, а значит правильнее посмеяться над чужой промашкой и идти дальше, чем делать из неё вселенскую трагедию и заниматься самобичиванием, как соотечественнику. От чего-чего, а о мазахизма увольте.
P.P.S. Форум, конечно, место, где сходятся самые разные люди, но как-то надо находить взаимопонятные формулировки, а то вообще непонятен смысл обсждения, выносимых на повестку дня вопросов в данном кругу. Можно ведь и с друзьями побалагурить, а тут мне казалось мы должны взаимно обогатить друг друга, а тут что ни тема, то укатайка или грызня - фрр.
----- Justitia suum cuique distribuit
Alex
Отправлено: 22 ноября 2011 — 18:48
сержант
Сообщений всего: 94
Дата рег-ции: 9.06.2011
Репутация: 1
Подозреваю, что доля шелка была довольно велика. Во всяком случае, слышал, что красные шелковые рубахи русские позаимствовали у скандинавов. А тут еще в соседней ветке выражали недоверие, что у китайцев были деньги на китайскую стену.
Но это не главный вопрос. В конце-то концов, у византийцев было технологическое преимущество, нашли бы, чем заинтересовать.
Вариант вывоза - мёд, меха, дёготь, пенька, возможно смальта, возможно оружие, возможно ювелирка.
Не думаю, что зерно (при такой урбанизации не экспортный продукт, хотя...).
Не кожи - это вы правильно сказали, степняки ближе.
Но согласитесь, что изначально путь из варяг в греки для Руси - транзитный. Именно транзитная его природа позволила Руси развиваться быстро.
Как вам вариант транзита в Византию - прибалтийский янтарь, бивни нарвала, моржовые клыки и шкуры, меха.
Малоубедительно, как по мне.
Может, добычу сбывали? Киевская Русь и Византия - барыги викингов?
Все гости форума могут просматривать этот раздел. Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе. Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.