Alexis пишет:
Григорий Не я пишет:
Что вызвало в нём такие перемены? Ведь в первый период своего царствования он не был таким жестоким. Что произошло?
А произошло, по воле царя, деление государства на две части: на опричнину и на всё остальное, а точнее - земщину. Опричнина - это собственность государя, а всё остальное - ничейное. Опричники, прикрываясь царской волей, творили жесточайший беспредел. Кому такое понравится? Конечно появилась масса недовольных. Но их государь решил карать самым жестоким образом. Отсюда и жестокость царя.
Разве не так?
Мне думается, что военные неудачи подтолкнули царя искать "козлов отпущения" (царь не может быть не прав, или не талантлив, или плохим военноначальником.)
Вот для расправы с этими "врагами народа", а так же для защиты царя, от возможных ответных мер бояр и была создана опричнина. Ну а то, что грабила она.. ну так кормить ее то же надо было.
(Добавление)
Чуток не в тему, но интересно..
В свое время в Союзе были сняты две серии фильма "Иван Грозный"
Первая серия получила однозначный "одобрямс" от власти.. а вот вторая, посвященная опричнине, была признана неудачной и, следовательно, в прокате ее долго не увидели. На экраны она попала в 1958 году.
А в сентябре 1946 го постановили, в частности
""" ЦК ВКП(б) устанавливает, что Министерство кинематографии
(т. Большаков) за последнее время подготовило, кроме порочной
картины "Большая жизнь", ряд других неудачных и ошибочных фильмов
— вторая серия фильма "Иван Грозный" (режиссер С.Эйзенштейн),
"Адмирал Нахимов" (режиссер В.Пудовкин), "Простые люди"
(режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг).
Чем объясняются столь частые случаи производства фальшивых и 601
ошибочных фильмов? Почему потерпели неудачу известные советские
режиссеры тт. Луков, Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев и Трауберг,
создавшие в прошлом высокохудожественные картины?.......""
(Добавление)
Из того же постановления
"""С.Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный"
обнаружил невежество в изображении исторических фактов,
представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде
шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а
Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, —
слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета."""
(Добавление)
Заинтересовавшись причинами введения опричнины вышел на труд советского историка Владимира Борисовича Кобрина.. Крупного специалиста по истории России 15-16 веков
Есть интересное высказывание его о силе власти
""""Как так, слышу я возражения, это власть-то Ивана Грозного слаба? Чья же власть тогда сильна? Дело в том, что часто путают силу власти и ее жестокость. На самом же деле они противоречат друг другу. Сильная власть не нуждается в жестокости. Жестокость, террор - показатель слабости власти, ее неумения добиться своих целей обычными путями, то есть компенсация слабости. Вместо длительной и сложной работы по созданию государственного аппарата царь Иван пытался прибегнуть к самому “простому”, наиболее понятному методу: не делают то, что надо? - Приказать. Не слушаются? - Казнить. Чему удивляться, если даже в наше просвещенное время очень многие тоскуют по командно-репрессивным методам, наивно полагая, что если расстрелять 20 и посадить 200 жуликов из торговой сети, то все остальные немедленно начнут честную жизнь. Тем более понятен такой ход мыслей для людей средневековья. Но этот путь террора, который только и позволял надеяться на быстрые результаты, был неприемлем для деятелей Избранной рады.
Нет, они не были, конечно, тихими интеллигентами-просветителями, стремившимися лаской привлекать сердца подданных. Суровость и более того - жестокость наказаний вполне умещались в систему ценностей века. Людей вешали даже по подозрению в разбое, а признание добывали при помощи страшных пыток, официально узаконенных. Единственным видом тюремного заключения считалось пожизненное. От служилых людей требовалось беспрекословное повиновение. Суровый и непреклонный Адашев не был добреньким. Но все же не массовый террор, не атмосфера всеобщего страха и массового доносительства, а жесткое и по сегодняшним меркам, быть может, жестокое наказание виновных. Но только виновных! Вот что характеризовало правление Избранной рады.
Отсюда вытекает и сопротивление Сильвестра и Адашева тем или иным начинаниям царя и упорство в проведении в жизнь собственных предначертаний. Так столкнулись две силы, два властолюбия. Увы, властолюбивый подданный не может надеяться на победу в конфликте с властолюбивым монархом. Конфликт разрешился падением Избранной рады. """