Крепость Масада , Последний оплот иудеев в борьбе против Рима.
Центурион
Отправлено: 9 января 2019 — 17:44
полковник
Сообщений всего: 4358
Дата рег-ции: 19.02.2013
Репутация: 36
МАСА́ДА (מְצָדָה, Мецада), крепость у южной оконечности Мёртвого моря (в 25 км к югу от Эйн-Геди) на вершине горы (около 450 м), отстроенная Иродом I между 37 г. и 31 г. до н. э. и ставшая последним оплотом зелотов во время антиримского восстания 66–73 гг. н. э. (см. Иудейская война I).
Согласно Иосифу Флавию, Масада была впервые укреплена первосвященником Ионатаном, однако неясно, имеется ли в виду Ионатан Хасмоней, брат Иехуды Маккавея (середина 2 в. до н. э.), или Александр Яннай (103–76 гг. до н. э.), также именовавшийся Ионатаном. В 40 г. до н. э., когда парфяне возвели на престол Иудеи Антигона II, Ирод бежал из Иерусалима в Масаду и, оставив там семью и брата Иосефа под защитой 800 воинов, отправился в Рим. Антигон осадил Масаду, но ее защитники, страдавшие от недостатка воды, были спасены внезапным дождем, наполнившим водой ямы и расселины. В 37 г. до н. э., воцарившись в Иудее, Ирод превратил Масаду в мощную крепость, которая могла бы служить убежищем в случае восстания или вторжения войск египетской царицы Клеопатры.
В 6–66 гг. н. э. в Масаде, по-видимому, размещался римский гарнизон. В 66 г., с начала Иудейской войны, Менахем, сын Иехуды Галилеянина, во главе отряда зелотов захватил Масаду. После убийства Менахема в междоусобице в Иерусалиме Эл‘азар бен Яир, племянник Менахема, бежал в Масаду, где возглавлял еврейский гарнизон вплоть до падения крепости в 73 г. На протяжении восстания крепость служила убежищем для всех, кому угрожала опасность быть схваченным римлянами. В 72 г. Масада осталась единственным очагом восстания в стране, и Флавий Сильва осадил крепость силами Десятого легиона (сохранились следы восьми лагерей). Римляне насыпали осадной вал высотой около 70 м (сохранился до наших дней), по которому передвигался таран. Когда после длительной осады им удалось пробить брешь в крепостной стене, Эл‘азар убедил защитников покончить с собой, чтобы не попасть в руки римлян; Иосиф Флавий, ссылаясь на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми спаслись в пещере, повествует о последних часах защитников крепости: мужчины убили жен и детей, а затем по жребию — друг друга. Последний из 960 осажденных поджег крепость и покончил с собой. После падения Масады там размещался римский гарнизон (до 111 г.).
Масада была впервые идентифицирована Э. Робинсоном в 1838 г. В 1842 г. Масаду посетили американский миссионер С. У. Уолкотт и английский художник Типпинг. В 1851 г. Л. Ф. де Сольси составил первый план Масады. В 1867 г. здесь побывал Ч. Уоррен, в 1875 г. — К. Р. Кондер, составивший карту Масады. В 1909 г. А. В. Домашевски и Р. Э. Брюннов провели детальное исследование остатков римских лагерей возле крепости. В 1932 г. раскопки Масады производил А. Шультен. В 1953 г. израильские археологи Ш. Гутман и А. Аллон исследовали систему водоснабжения крепости и произвели раскопки одного из римских лагерей. Раскопки 1955 г. (М. Ави-Иона и Н. Авигад) и 1956 г. (И. Ахарони и Ш. Гутман) позволили установить очертания крепостных сооружений и составить план цитадели. Основные раскопки в Масаде были произведены в 1963–65 гг. И. Ядином, возглавлявшим большую археологическую экспедицию (сотни добровольцев со всего мира). В ходе раскопок была расчищена почти вся застроенная часть скалы и произведена частичная реставрация древних построек. Раскопки обнаружили между прочим остатки поселения эпохи энеолита (4 тыс. до н. э.), а также водосборники доиродианского периода; многочисленные монеты Александра Янная позволяют заключить, что водосборники принадлежат к периоду Хасмонеев.
Крепость иродианского периода, занимавшая всю площадь по срезу вершины горы ромбовидной формы (около 650X250 м), была обнесена двойной стеной (периметр — около 1400 м), внутреннее пространство которой было разделено на казематы (около 70). В стене было 30 башен и четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками. Водоснабжение крепости осуществлялось с помощью открытых оштукатуренных каналов для отвода дождевой воды из двух каньонов к западу от Масады в 12 водосборных цистерн, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западном склоне горы (общая емкость — около 40 тыс. куб. м). Отсюда вода вручную доставлялась в другие цистерны на вершине горы, в большинстве подземные.
На обрывистом уступе северного склона располагался трехъярусный царский дворец. Верхний ярус на оконечности скалы, отделенный от остальной крепости стеной с единственным узким проходом, представляет собой большой полукруглый балкон; четырехкомнатное строение в его южной части — по две комнаты с каждой стороны — служило, по всей видимости, личными покоями царя. Черно-белый мозаичный с геометрическими узорами пол покоев — одна из самых ранних мозаик, обнаруженных на территории Эрец-Исраэль. Стены и потолки были украшены фресками. По фасаду балкона был, по-видимому, расположен ряд колонн. Средний ярус дворца — терраса (20 м ниже верхнего яруса) с двумя круглыми концентрическими стенами, служившими основанием колоннады верхнего яруса; в восточной части была расположена большая комната с декорированными фресками стенами и крытая колоннада. Нижняя терраса (15 м ниже среднего яруса) представляет собой приподнятую квадратную платформу, окруженную низкой стеной, служившей основанием колоннады; стена была частично покрыта фреской, имитирующей мраморную панель. В восточной части террасы находилась маленькая баня в римском стиле. Два нижних яруса дворца, очевидно, служили местом отдыха. В дополнение к северному дворцу-вилле Ирод построил официальную резиденцию в западной части крепости. Здание, занимающее площадь 4 тыс. кв. м, включало десятки помещений. В юго-восточной части здания находились царские покои, расположенные по периметру прямоугольного внутреннего двора, среди которых — большой зал для приемов с великолепным мозаичным полом, соединенный с тронным залом, служебные помещения, бани с ваннами и бассейном с холодной водой, украшенные мозаикой. В северо-восточной части здания располагались мастерские, в юго-западной части — складские помещения, в северо-западной — служебные комнаты. Три небольших, богато декорированных дворца, располагавшихся рядом, принадлежали, по-видимому, членам семьи Ирода. Около одного из этих дворцов находился большой плавательный бассейн с широкими оштукатуренными ступенями. К югу от северного дворца находилась большая баня в римском стиле в четыре комнаты с двором, напоминающая аналогичные сооружения в Помпее и Геркулануме, а также в других дворцах Ирода — в Иерихоне и Геродионе. Баня была богато украшена мозаикой и фресками. К востоку и югу от бани находились склады, состоявшие из узких длинных помещений (11 комнат), сооруженных из больших каменных плит.
Находки, относящиеся к семилетнему периоду (66–73) господства зелотов, проливают свет на их образ жизни в Масаде и на период окончания Иудейской войны. Роскошные иродианские дворцы и относительно небольшое число жилых помещений не соответствовали потребностям зелотов, которые превратили дворцы в общественные помещения и командные посты и использовали их декоративные части в качестве строительных материалов для своих жилищ. Северный дворец служил, по всей видимости, административным центром и укрепленной позицией повстанцев. Залы и дворы малых дворцов были разгорожены на комнаты, служившие жилищами для семей повстанцев. Большинство зелотов жило в казематах крепостной стены и землянках, примыкающих к стене и внутренним сооружениям. В комнатах, пощаженных пожаром, были обнаружены остатки утвари зелотов — одежда, кожи, корзины, изделия из бронзы, камня, стекла и т. п. Кучи пепла с остатками личных вещей показывают, что осажденные перед смертью уничтожили свое имущество. Были обнаружены множество монет (два клада шекелей), алебастровые и золотые сосуды, несколько фрагментов рукописей. Башни использовались главным образом в качестве общественных помещений и мастерских (пекарни, кожевенные мастерские и т. п.). Зелоты устроили в Масаде несколько микве — в северной и южной частях крепости, — полностью отвечающие требованиям Галахи. В стене было обнаружено сооруженное зелотами помещение, которое, несомненно, служило синагогой и является самой ранней из всех известных синагог (аналогичная синагога зелотов была найдена в Геродионе). При раскопках были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей в маленькой пещере в южной части скалы; в 1969 г. останки были захоронены с воинскими почестями. Из 700 остраконов с надписями на иврите и арамейском языке 11 выполнены одной и той же рукой и содержат лишь одно имя каждый; возможно, что они были изготовлены для жеребьевки, при помощи которой, согласно Флавию, последние десять человек, оставшиеся в живых, решали, кто из них убьет девять остальных, а затем покончит с собой. В Масаде были найдены остатки 14 свитков, содержащих апокрифические (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) и сектантские тексты, причем один из них — фрагмент Песен субботней службы — идентичен свитку, найденному в Кумране (см. также Мёртвого моря свитки).
В византийский период (5–6 вв.) на Масаде была возведена небольшая церковь с мозаичным полом. К западу от церкви находилась трапезная и кухня. Немногочисленные монахи жили в пещерах и в каменных кельях, разбросанных по вершине горы.
После реконструкции Масада стала одним из наиболее посещаемых туристических центров Израиля. В 1971 г. на восточном склоне горы была сооружена канатная дорога.
Масада служит символом национального героизма еврейского народа: на Масаде новобранцы бронетанковых войск принимают воинскую присягу и дают клятву: «Масада больше не падет!» (строка из поэмы И. Ламдана «Масада»).
Сообщений всего: 4358
Дата рег-ции: 19.02.2013
Репутация: 36
ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА, восстание иудейских крестьян и ремесленников против Рима. Традиционно датируется 67—70 н. э.; представляет собой пик социальных войн, происходивших в Иудее со времени правления Ирода (37—4 до н. э.). По существу, Иудейская война началась еще в 64, когда население Иерусалима изгнало царя Агриппу II, а в Тивериаде поднялось восстание «кинжальщиков» и нуждающихся против местной знати. Вмешательство римлян (67) в классовые войны Иудеи послужило толчком к превращению внутренних противоречий в народное восстание против римского владычества. Вместе с тем продолжались внутренние социальные конфликты. После трехлетней осады будущий римский император Тит взял в 70 Иерусалим. Последний оплот восставших — крепость Масада пала только в 73.
В 66 году н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был уничтожен. В 67 году н. э. в Масаде обосновались сикарии, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну. В 70 году н. э., после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось тысяча человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду ещё три года.
Около девяти тысяч рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана. Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.
Согласно книге Иосифа Флавия, в ночь на 15-е нисана (первый день праздника Песах): Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми — предпочесть смерть мучительному и позорному рабству (отрывок их речи Элазара бен Яира, произнесённой в ночь падения Масады (Иосиф Флавий, Иудейская Война, VII, 320—336)):
«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев — вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству — как и постановили заранее….»
В своём описании Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жён и детей, а затем по жребию друг друга.
«…затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя…Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти» (VII, 9,1)
Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой.
Таким образом последний очаг еврейского сопротивления был ликвидирован. На территории Масады разместился римский легион. Прикреплено изображение (Нажмите для увеличения)
Григорий Не я
Отправлено: 9 января 2019 — 17:54
Генерал - полковник
Сообщений всего: 56434
Дата рег-ции: 24.01.2014
Репутация: 131
[+]
Очень интересная тема.. Я вообще не в курсе истории той части суши. буду читать с огромным удовольствием.
Александр Андросов пишет: Здравствуйте. Изучая историю семьи, наткнулся на несколько фотографий прадеда в военной форме РИА.
Поскольку в этом вопросе разбираюсь весьма посредственно, решил обратиться на один из военно-исторических форумов. прежде чем регистрироваться, просмотрел первые позиции из гугла, проверил такие же как у меня вопросы.
После краткого анализа выбрал этот форум, за адекватность, точность и серьезность. Мне 31 год.Зарегистрироваться!
Центурион
Отправлено: 9 января 2019 — 17:57
полковник
Сообщений всего: 4358
Дата рег-ции: 19.02.2013
Репутация: 36
Одной из достопримечательностей Масады является сохранившиеся остатки Римского лагеря.
I. После смерти Басса правление над Иудеей перешло к Флавию Сильве [35]. Он нашел всю страну уже покоренной; только одна крепость упорно отстаивала свою независимость, и против нее он выдвинул теперь все силы, какие только мог собрать из окрестностей. Эта крепость была Масада (I, 12, 1). Ее занимали сикарии (IV, 7, 2), во главе которых стоял знатный муж Элеазар [36] (II, 17, 9), потомок Иуды, который, как мы выше упомянули (II, 8, 1), когда Квириний был послан цензором в Иудею, уговорил множество иудеев сопротивляться переписи. И теперь сикарии восставали против тех, которые хотели подчиниться римлянам и обращались с ними во всех отношениях, как с врагами, грабя их имущество, угоняя их скот и сжигая их дома. «Ведь нет никакой разницы, говорили сикарии, между ними и чужими, так как они постыдно продали свободу, за которую так много было войн, и сами облюбовали римское рабство». Но этими речами, как явно показали их действия, они только прикрывали свое жестокосердие и корыстолюбие; ибо те были такие, которые вместе с ними участвовали в восстании, сообща боролись с римлянами и больше отваги проявили в борьбе против последних, чем другие. А если кто-либо указывал им на неосновательность упомянутых доводов, то он за свои вполне справедливые упреки подвергался жестоким преследованиям. Тогдашнее время у иудеев было вообще богато всевозможного рода злодеяниями: ни одно гнусное дело не было упущено, и если бы хотели всю изобретательность ума направить на то, чтобы измыслить что-нибудь новое, то ничего больше не выдумали бы. Этой порчей нравов была заражена, как общественная, так и частная жизнь. Все на перерыв старались перещеголять друг друга в нечестивых поступках пред Богом и в несправедливостях против ближних. Сильные угнетали простой народ, а масса стремилась изводить сильных; те алкали власти, а эти — насилий и ограбления зажиточных. Первый пример разнузданной жизни и жестокого обращения со своими же соплеменниками подали именно сикарии, которые не брезгали никакими постыдными словами и действиями для преследования и погибели своих жертв. Но даже эти в сравнении с Иоанном казались еще умеренными. Иоанн не только убивал всех тех, которые проповедовали то, что, было справедливо и полезно, не только с такими гражданами поступал он как с врагами, но все свое отечество наполнял он неисчислимыми злодеяниями и действовал вообще так, как только можно ожидать от человека, лишившегося уже всякого религиозного чувства. На его столе подавались запретные блюда; освященных веками обрядов очищения он не соблюдал; нужно ли удивляться, что человек, так безрассудно выступавший против Бога, потерял чувство человечности и уважение к общественному благу? А Симон сын Гиоры? Каких только злодейств он не творил? Разве существовало такое насилие, какого он не совершил над личностями свободных иудеев, которым вдобавок он был еще обязан достижением власти тирана? Дружба и родство только подстрекали их на безпрестанные убийства. Ибо причинять зло чужим казалось им делом низкой трусости; им хотелось, напротив, открыто похвастать жестокостью, совершаемой против близких. С их безумием соперничало еще неистовство идумеев. После того, как эти нечестивцы заклали первосвященников для того, конечно, чтобы не осталось ни следа благочестия, они уничтожили также в конец все, что еще уцелело от общественного порядка, и доставили полное торжество беззаконию. При этом положении вещей возвысилось поколение так называемых зелотов, которые своими делами оправдали свое название. Ибо они старались подражать всякой гнусности, и их рвение было направлено на то, чтобы не упустить ничего, что известно было из истории прежних злодеяний. Имя, которое они себе присвоили, должно было конечно, по их понятию, обозначать соревнование в добродетели; но тут нужно допустить одно из двух: или они по свойственному им бесчеловечию хотели этим еще насмехаться над жертвами своих насилий, или они величайшее зло считали добродетелью. И постиг же каждого из них в отдельности достойный конец: всем им Бог воздал по заслугам; ибо все мучения, какие только человеческая природа способна перенесть, они переживали, а конец всех страданий — смерть — они принимали под самыми разнообразными пытками. Тем не менее можно, пожалуй, сказать, что они терпели меньше, чем заслужили своими делами, ибо полное возмездие было немыслимо. Оплакивать же достойным образом тех, которые пали жертвами их жестокостей, здесь не место, а потому возвращусь к моему разсказу.
2. Таким образом римский полководец во главе своего войска выступил против Элеазара и сикариев, занимавших Масаду. Всю окрестность он покорил без затруднений и в подходящих местах оставил гарнизоны. Самую же крепость для того, чтобы никто из осажденных не мог бежать, он окружил обводной стеной и расставил на ней караулы. Затем он избрал пригодное для начатия осады лагерное место, оказавшееся в том пункте, где скалистый хребет, на котором стояла крепость, был соединен с близлежащей горой, хотя это именно место значительно затрудняло доставку необходимых припасов. Ибо не только провиант приходилось подвозить издалека и с большим напряжением сил со стороны иудеев, на которых возложена была эта обязанность, но даже воду для питья нужно было доставлять в лагерь, так как вблизи не было источников. Приняв необходимый меры по обеспечению войска продовольствием и водой, Сильва приступил к осаде, которая вследствие укрепленности цитадели требовала большого искусства и громадных усилий. Природа этой местности такова:
3. Скалистый утес не незначительного объема и огромной высоты окружают со всех сторон обрывистые пропасти непроницаемой глубины, недоступные ни для людей, на для животных; только в двух местах, и то с трудом можно приступить к утесу: одна из этих дорог лежит на востоке от Асфальтового озера, а другая, более проходимая — на западе. Первую, вследствие ее узости и извилистости, называют Змеиной тропой. Она пробивается по выступам обрыва, часто возвращается назад, вытягивается опять немного в длину и еле достигает до цели. Идя по этой дороге, необходимо попеременно твердо упираться то одной, то другой ногой; ибо если поскользнуться, то гибель неизбежна, так как с обеих сторон зияют глубокие пропасти, способные навести страх и на неустрашимых людей. Пройдя по этой тропинке 30 стадий, достигают вершины, которая не заостряется в узкую верхушку, а, напротив, образует широкую поляну. Здесь первый построил крепость первосвященник Ионатан [37], назвавший ее Масадой [38]. Впоследствии царь Ирод потратил много труда, чтобы привести ее в благоустроенный вид. Всю вершину на семи стадиях в окружности он обвел стеной, построенной из белого камня и имевшей двенадцать локтей высоты и восемь локтей ширины; на ней были возведены тридцать семь башен, каждая из которых достигала пятидесяти локтей высоты; с этих башен можно было проходить в жилые дома, пристроенные к внутренней стороне стены по всей ее длине. Всю же внутреннюю площадь, отличающуюся тучной и особенно рыхлой почвой, царь оставил для возделывания с той целью, чтобы на случай, когда привоз припасов извне сделается невозможным, гарнизон, доверивший свою участь крепости, не терпел бы нужды. У западного входа под стеной, окружавшей вершину, он воздвиг дворец с фасадом, обращенным на север, с чрезвычайно высокими и крепкими стенами и четырьмя башнями на углах, шестидесяти локтей высоты каждая. Внутренняя отделка комнат, галерей и бань была разнообразна и великолепна; каменные колонны были все цельные; стены и полы в комнатах были выложены мозаикой. Во всех жилых помещениях на верху, во дворце и перед стеной он приказал вырубить в скалах много больших цистерн, устроив их так, чтобы они могли давать такой же обильный запас воды, какой могут доставлять источники. Из дворца вел на самую верхушку утеса вырубленный в скале и невидимый снаружи ход; но и видимыми путями неприятель не так легко мог пользоваться: восточный — по самой природе своей, уже описанной нами, был непроходим; а западный путь царь на самом узком месте защитил большой башней, которая отстояла от крепости по меньшей мере на 1000 локтей и которую ни обойти, ни взять не было легко. Вследствие всего этого даже мирным посетителям проход был крайне затруднен. Так самой природой и искусственными сооружениями крепость была защищена против неприятельских нападений.
4. Еще более, чем все эти сооружения, достойны были удивления изобилие и долгая сохраняемость заготовленных внутри припасов. В крепости было сложено так много хлеба, что его могло хватить на долгое время, равно как и значительное количество вина и масла; было также и фиников и стручковых плодов в избытке. Когда Элеазар со своими сикариями хитростью овладел крепостью, он нашел все это в свежем виде, как будто оно только что было сложено; а между тем со времени заготовления этих припасов до завоевания римлянами прошло около столетия. Римляне также нашли остаток припасов неиспорченным. Причиной столь долгой сохраняемости следует бесспорно принять свойство воздуха, который вследствие высокого положения крепости, свободен от всяких землянистых и нечистых примесей. Сверх всего найдено было нагроможденное там царем разного рода оружие на 10 000 человек, равно еще сырое железо, медь и олово. Эти широкие приготовления имели серьезные основания. Ирод, как говорят, приготовил эту крепость местом убежища лично для себя на случай опасности, угрожавшей ему с двух сторон: во-первых, со стороны иудейского народа, который мог свергнуть его и водворить на престол прежнюю династию [39]; большая же и серьезнейшая опасность угрожала со стороны египетской царицы Клеопатры. Последняя не скрывала своих отношений к Ироду, а, напротив, беспрестанно приставала к Антонию с просьбой убить Ирода и подарить ей царство иудеев (I, 18, 4). И действительно, нужно только удивляться, как Антоний, порабощенный, к несчастью своему, любовью к ней, не послушался ее требований; при всем том никто не мог ручаться, что он ей не поддастся. Вот какие опасения побудили Ирода укрепить Масаду. Обстоятельства между тем сложились таким образом, что он этой крепостью создал для римлян последнее препятствие в войне с иудеями.
5. Когда римский полководец, как выше уже сообщалось, окружил всю местность снаружи обводной стеной и принял тщательные меры к тому, чтобы никто из гарнизона не мог бежать, он приступил к осаде, хотя для закладки валов найден был лишь один пригодный для этой цели пункт. За крепостью, господствовавшей над восходящей к дворцу и на вершину утеса западной дорогой, находилась скала с огромной площадью, далеко выступавшая вперед, но лежавшая на 300 локтей ниже Масады. Она называлась Левкой [40]. На эту скалу взошел Сильва и приказал своему войску занять ее и подвозить к ней землю. И вот усердными работами многочисленной армии сооружена была могущественная насыпь в 200 локтей высоты, но и этот вал оказался все еще недостаточно высоким и прочным, чтобы служить базисом для машин, а потому на нем воздвигнуто было из камней новое сооружение 50-и локтей ширины и такой же высоты. Машины были той же конструкции, что и прежние, придуманные при осадах Веспасианом, а затем Титом; была также построена еще башня 60-и локтей высоты, которая сверху до низу была обшита железом и из которой римляне метали камни и другие стрелы, отгоняя со стены ее защитников и не позволяя им даже показываться из-за нее. Одновременно с тем Сильва приказал построить большой таран и с того же пункта беспрерывно потрясать им стену. На разрушение последней едва ли можно было надеяться; ему же все-таки удалось пробить в ней брешь. Но сикарии поспешно выстроили другую стену, которая должна была противостоять машинам. Для того, чтобы сообщить этой стене мягкость, которая могла бы ослаблять силу ударов, они придали ей следующее устройство: взяли длинные балки, плотно связали их концами и расположили их двумя параллельными рядами друг от друга на расстоянии толщины стены, а промежуток между ними заполнили землей: для того же, чтобы при возвышении постройки земля не осыпалась, они соединили продольные балки поперечными. Это сооружение получило таким образом некоторое сходство с домом. Удары машин, вследствие упругости материала, ослаблялись, а от сотрясений здание оседало и делалось, напротив, еще прочнее. Когда Сильва это заметил, он решил, что огнем скорее можно будет взять стену: по его приказу солдаты начали бросать на нее массами горящие головни. И действительно, постройка, состоявшая большей частью из дерева, быстро зажглась и вследствие своей легкой доступности была охвачена пламенем до самого основания. В начале пожара дул северный ветер, который был опасен для римлян, так как он отгонял пламя от крепости и направлял его прямо им в лицо. Уже они потеряли почти все надежды на успех вследствие того, что вместе со стеной могли сгореть также и их машины. Но внезапно, как по божественному мановению, ветер переменил свое направление, обратился к югу и направил огонь против стены, которая горела уже сверху донизу. Римляне, обрадовавшиеся божественной помощи, возвратились в лагерь, решив на следующий день сделать нападение на врага. На ночь они усилили стражу, дабы никто не мог бежать из крепости.
6. Но Элеазар и не думал о бегстве, да и никому другому он бы этого не позволил. Видя, что стена разрушена огнем, а никакого средства спасения или защиты придумать невозможно; воспроизводя живо пред глазами, как станут римляне обращаться с ними, их женами и детьми, когда попадут к ним в руки, он решил, что все должны умереть. В настоящем положении он признал за лучшее для них смерть, и для того, чтобы ободрить их на этот шаг, он собрал наиболее решительных из своих товарищей и обратился к ним со следующей речью. «Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо другому, кроме только Бога, ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми. Теперь же настал час, призывающий нас исполнить наделе наше решение. Да не посрамим себя мы, которые не хотели переносить рабство еще прежде, когда оно не угрожало никакими опасностями, не предадим же себя теперь добровольно и рабству, и самым страшным мучениям, которые нас ожидают, если мы живыми попадем во власть римлян! Ибо мы первые [41] восстали против них и воюем последними. Я смотрю на это, как на милость Божию, что он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми, чего не суждено другим, неожиданно попавшимся в плен. Мы же знаем наверно — завтра мы в руках врагов; но мы свободны выбрать славную смерть вместе со всеми, которые нам дороги. Этому не могут препятствовать враги, хотя бы они очень хотели живыми нас изловить. С другой стороны, и мы не можем победить их в бою. Быть может в самом начале, когда наши стремления к независимости наткнулись на столь большие препятствия со стороны наших соотечественников и еще большие со стороны неприятеля, мы бы должны были разгадать волю Провидения и уразуметь, что Бог обрек на гибель некогда столь любимый им народ иудейский. Ибо если бы Он был милостив к нам, или менее, по крайней мере, гневался на нас, то не допустил бы гибели столь многих людей, не отдал бы своего священнейшего города на добычу пламени разрушительной ярости врага. Если же все это случилось, можем ли мы надеяться на то, что мы одни из всего еврейского народа уцелеем и спасем нашу свободу? Если б мы не грешили пред Богом и не были бы причастны ни к какой вине, а то ведь мы на этом пути были учителями для других! Вы видите, как Бог осмеял наши суетные надежды! Ведь Он вверг нас в такую беду, которую мы ожидать не могли и которую нам не перенести. Непобедимое положение крепости не послужило нам в пользу; и хотя мы располагаем богатым запасом провианта и имеем в избытке оружие и все необходимое, мы все-таки, по явному предопределению судьбы, лишены всякой надежды на спасение. Еще недавно огонь, устремившийся вначале на врагов, как-то против воли своей обратился против построенной нами стены. Разве это не гнев Божий, постигший нас за многие преступления, которые мы в своей свирепости совершали против своих же соплеменников. Лучше поэтому принять наказание не от наших смертельных врагов — римлян, а от Самого Бога, ибо Божья десница милостивее рук врагов. Пусть наши жены умрут неопозоренными, а наши дети — неизведавшими рабства; вслед затем мы и друг другу сослужим благородную службу: тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода. Но прежде мы истребим огнем наши сокровища и всю крепость. Я знаю хорошо: римляне будут огорчены, когда они не овладеют нами и увидят себя обманутыми в надеждах на добычу. Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились от самого начала, предпочли смерть рабству».
7. Так говорил Элеазар. Но его мнения отнюдь еще не разделяли все присутствовавшие. Одни хотя спешили принять его предложение и чуть не возликовали от радости, так как они смерть считали великой честью для себя, но более мягкие охвачены были жалостью к своим женам и детям; а так как эти тоже видели пред глазами свою верную гибель, то они со слезами переглядывались между собою и тем дали понять о своем несогласии. Элеазар, заметив, что они устрашены и подавлены величием его замысла, побоялся, чтоб они своими воплями и рыданиями не смягчили и тех, которые мужественно выслушали его слова. Ввиду этого он продолжал ободрять их и, глубоко проникнутый величием охватившей его мысли, он повышенным голосом, вперив свой взор в плачущих, сам себя вдохновляя, начал говорить великолепную речь о бессмертии души.
«Жестоко я ошибался, начал он, если я мечтал, что предпринимаю борьбу за свободу с храбрыми воинами, решившимися с честью жить, но и с честью умереть. Оказывается, что вы своей храбростью и мужеством нисколько не возвысились над самыми дюжинными людьми, раз вы трепещете пред смертью тогда, когда она должна освободить вас от величайших мук, когда не следует медлить или ждать чьего-либо призыва. От самого раннего пробуждения сознания в нас нам внушалось унаследованным от отцов божественным учением — а наши предки подкрепляли это и мыслью, и делом — что не смерть, а жизнь — несчастье для людей. Ибо смерть дарует душам свободу и открывает им вход в родное светлое место, где их не могут постигнуть никакие страдания. До тех же пор, пока они находятся в оковах бренного тела и заражены его пороками, они, в сущности говоря, мертвы, так как божественное с тленным не совсем гармонирует. Правда и то, что душа может великое творить и будучи привязана к телу, ибо она делает его своим восприимчивым орудием, управляя невидимо его побуждениями и делами возвышая его над его смертной природой. Но когда она, освободившись от притягивающего ее к земле и навязанного ей бремени, достигает своей настоящей родной обители, тогда только она обретает блаженную мощь и ничем не стесняемую силу, оставаясь невидимой для человеческого взора, как сам Бог. Незрима она собственно во все время пребывания своего в теле: невидимо она приходит и никто не видит ее, когда она опять отходит. Сама она неизменна, а между тем в ней же лежит причина всех перемен, происходящих с телом. Ибо чего только коснется душа, все то живет и процветает, а с чем она разлучается, то вянет и умирает — такова сила бессмертия, присущая ей. Наиболее верное доказательство того, что я вам говорю, дает вам сон, в котором души, нетревожимые телом, отдаваясь самим себе, вкушают самый сладкий покой в общении с Богом, Которому они родственны, повсюду летают и предвещают многое из грядущего. Как же можно бояться смерти, когда так приятен покой во сне? И не бессмысленно ли стремиться к завоеванию свободы при жизни и в то же время не желать себе вечной свободы? Уже в силу воспитания, полученного нами на своей родине, мы должны показать другим пример готовности к смерти. Но если мы тоже нуждаемся в чужих примерах, так взглянем на индусов, у которых можно научиться мудрости. Эти благородные мужи переносят земную жизнь нехотя, как отбытие какой-нибудь повинности природе, и спешат развязать душу от тела. Без горя, без нужды, а только из страстного влечения к бессмертному бытию, они возвещают другим, что намерены уйти от этого мира. Никто не препятствует им, а напротив, каждый считает их счастливыми и дает им поручения к умершим родственникам. Так твердо и незыблемо веруют они в общность жизни душ. По выслушании этих поручений, они предают свое тело огню для того, чтобы как можно чище отделить от него душу, и умирают прославляемые всеми. Близкие им люди провожают их к смерти с более легким сердцем, чем другие своих сограждан в далекое путешествие: оплакивают они самих себя, умерших же они считают блаженными, так как те уже приняты в сонм бессмертных. Не стыдно ли вам будет, если мы покажем себя ниже индусов, если мы своей нерешительностью посрамим наши отечественные законы, служащие предметом зависти для всего мира? Но если б даже нас издавна учили как раз противному, а именно, что земная жизнь — высочайшее благо человека, а смерть есть несчастье, то ведь настоящее наше положение требует, чтобы мы ее мужественно перенесли; ибо и воля Божия, и необходимость толкают нас на смерть. Бог, повидимому, уже давно произнес этот приговор над всей иудейской нацией. Мы должны потерять жизнь, потому что мы не умели жить по Его заветам. Не приписывайте ни самим себе вины, ни римлянам заслуги в том, что война с ними ввергла всех нас в погибель. Не собственное могущество их довело нас до такого положения, но высшая воля, благодаря которой они только кажутся победителями. Разве от римского оружия погибли иудеи в Кесарее? В то время, когда последние и не помышляли об отпадении от римлян, среди субботнего праздника на них напала кесарийская чернь, которая избила их вместе с женами и детьми [42], не встречая ни малейшего сопротивления и не робея даже пред римлянами, которые только отпавших, подобных нам, объявили врагами. Мне, пожалуй, возразят, что кесарияне всегда жили в разладе с иудеями и, дождавшись удобного момента, выместили лишь старую злобу. Но что можно сказать о иудеях в Скифополисе? В угоду эллинам они подняли оружие против нас вместо того, чтобы в союзе с нами бороться с римлянами. Помогла ли им эта дружба и преданность эллинам? Вместе с семействами своими они были беспощадно умерщвлены ими [43]. Так их отблагодарили за помощь. То, чего они не допускали нас причинять эллинам, постигло их самих, как будто они замышляли против них зло. Однако, слишком долго пришлось бы говорить, если бы я хотел перечислить все в отдельности. Вы знаете, что нет города в Сирии, где не истребляли бы иудеев, хотя последние были нам более враждебны, чем римляне. Дамаскинцы, например, не имея даже возможности выдумать какой-либо благовидный повод, запятнали свой город ужасной резней, умертвив 18 000 иудеев вместе с женами и детьми [44]. Число замученных на смерть в Египте превысило, как мы узнали, 60 000 [45]. Про все эти случаи можно по крайней мере сказать, что иудеи, живя в чужой стране, не находили того, что нужно для успешной борьбы против врага; но разве те, которые в своей собственной стране вели войну с римлянами, не обладали всеми средствами, которые в состоянии сулить несомненную победу? Оружие, стены, непобедимые крепости и мужество, бесстрашно смотревшее в глаза всем опасностям борьбы за освобождение, все сильнее воодушевляло всех на отпадение. Но все это, исполнявшее нас гордых надежд, выдержало лишь очень короткое время и послужило причиной величайших несчастий. Ибо все завоевано и досталось врагам, как будто оно было приготовлено для того, чтобы придать больше блеска их победе, а не чтобы содействовать спасению тех, которые обладали всем этим. Счастливы еще те, которые пали в бою, ибо они умерли сражаясь и не изменив свободе. Но кто не будет жалеть тех многих людей, которые попали в руки римлян? Кто для избавления себя от такой же участи не прибегнет к смерти? Одни из них умирали под пытками, мучимые плетьми и огнем; другие, полусъеденные дикими зверями, сохранялись живыми для их вторичного пира на потеху и издевательство врагов. Но больше всех достойны сожаления те, которые еще живут; они каждый час желают себе смерти и не могут найти ее. А где великий город, центр всей иудейской нации, укрепленный столь многими обводными стенами, защищенный столь многими цитаделями и столь исполинскими башнями, — город, который еле окружила вся масса военных орудий, который вмещал в себе бесчисленное множество людей, сражавшихся за него? Куда он исчез этот город, который Бог, казалось, избрал своим жилищем? До самого основания и с корнем он уничтожен! Единственным памятником его остался лагерь опустошителей, стоящий теперь на его развалинах, несчастные старики, сидящие на пепелище храма, и некоторые женщины, оставленные для удовлетворения бесстыдной похоти врагов. Если кто подумает обо всем этом, как он может еще смотреть на дневной свет, если бы даже он мог жить в безопасности? Кто в такой степени враг отечества, кто так труслив и привязан к жизни, чтобы не жалел о том, что еще живет на свете? О, лучше вы все умерли бы прежде чем увидели святой город опустошенным вражеской рукой, а священный храм так святотатственно разрушенным! Но нас воодушевляла еще не бесславная надежда: быть может нам удастся за все это отмстить врагу. Теперь же, когда и эта надежда потеряна, и мы так одиноко стоим лицом к лицу с бедой, так поспешим же умереть со славой! Умилосердимся над самими собою, над женами и детьми, пока мы еще в состоянии проявить такое милосердие. Для смерти мы рождены и для смерти мы воспитали наших детей. Смерти не могут избежать и самые счастливые. Но терпеть насилия, рабство, видеть, как уводят жен и детей на поругание, — не из тех это зол, которые предопределены человеку законами природы; это люди навлекают на себя своей собственной трусостью, когда они, имея возможность умереть, не хотят умереть прежде чем доживут до всего этого. Мы же в гордой надежде на нашу мужественную силу отпали от римлян и только недавно отвергли их предложение сдаться им на милость. Каждому должно быть ясно, как жестоко они нам будут мстить, когда возьмут нас живыми. Горе юношам, которых молодость и свежесть сил обрекают на продолжительные мучения; горе старикам, которые в своем возрасте не способны перенести страдания. Тут один будет видеть своими глазами, как уводят его жену на позор; там другой услышит голос своего ребенка, зовущего к себе отца, а он, отец, связан по рукам! Но нет! Пока эти руки еще свободны и умеют еще держать меч, пусть они сослужат нам прекрасную службу. Умрем, не испытав рабства врагов, как люди свободные, вместе с женами и детьми расстанемся с жизнью. Это повелевает нам закон, об этом нас умоляют наши жены и дети, а необходимость этого шага ниспослана нам от Бога. Римляне желают противного: они только опасаются, как бы кто нибудь из нас не умер до падения крепости. Поспешим же к делу. Они лелеют сладкую надежду захватить нас в плен, но мы заставим их ужаснуться картины нашей смерти и изумиться нашей храбрости». Прикреплено изображение (Нажмите для увеличения)
За этот пост сказали спасибо: Григорий Не я
Центурион
Отправлено: 9 января 2019 — 18:20
полковник
Сообщений всего: 4358
Дата рег-ции: 19.02.2013
Репутация: 36
1. Элеазар хотел еще продолжать свою речь, как они в один голос прервали его, бурно потребовали немедленного исполнения плана и, точно толкаемые демонической силой, разошлись. Всеми овладело какое-то бешенное желание убивать жен, детей и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу — нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохранились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ. Обнимая с любовью своих жен, лаская своих детей и со слезами запечатлевая на их устах последние поцелуи, они исполняли над ними свое решение, как будто чужая рука ими повелевала. Их утешением в этих вынужденных убийствах была мысль о тех насилиях, которые ожидали их у неприятеля. И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжелого дела, — все убивали своих ближайших родственников одного за другим. Несчастные! Как ужасно должно было быть их положение, когда меньшим из зол казалось им убивать собственной рукой своих жен и детей! Не будучи в состоянии перенесть ужас совершенного ими дела и сознавая, что они как бы провинятся пред убитыми, если переживут их хотя одно мгновение, они поспешно стащили все ценное в одно место, свалили в кучу, сожгли все это, а затем избрали по жребию из своей среды десять человек, которые должны были заколоть всех остальных. Расположившись возле своих жен и детей, охвативши руками их тела, каждый подставлял свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Когда последние без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим, они с тем же условием метали жребий между собою: тот, кому выпал жребий, должен был убить всех девятерых, а в конце самого себя. Все таким образом верили друг другу, что каждый с одинаковым мужеством исполнит общее решение как над другими, так и над собой. И действительно, девять из оставшихся подставили свое горло десятому. Наконец оставшийся самым последним осмотрел еще кучи павших, чтобы убедиться не остался ли при этом великом избиении кто-либо такой, которому нужна его рука, и найдя всех уже мертвыми, поджег дворец, твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства. Так умерли они с уверенностью, что не оставили ни одной души, которая могла бы попасть во власть римлян. Однако, одна старуха, равно и родственница Элеазара, женщина, которая по своему уму и образованию превосходила большинство своего рода, вместе с пятью детьми спрятались в подземный водопроводный канал в то время, когда всех остальных увлекла мысль об избиении своих близких. Число убитых, включая и женщин и детей, достигло 960. Это ужасное дело совершилось в 15-й день Ксантика [46].
2. Рано утром римляне, в ожидании вооруженного сопротивления, приготовились к сражению, накинули наступательные мосты на крепость и вторглись в нее. Каково же было их удивление, когда вместо ожидаемых врагов на них отовсюду повеяло неприветливой пустотой и кроме клокотавшего внутри огня над всей крепостью царило глубокое молчание. Озадаченные этим явлением, они, наконец, как при открытии стрельбы, подняли боевой клик для того, чтобы этим вызвать находившихся внутри. Этот клик был услышан женщинами, которые вылезли из подземелья и по порядку рассказали римлянам о всем происшедшем. В особенности одна из этих женщин сумела передать в точности обо всем, что говорилось и делалось. Римляне все-таки не обратили внимания на их рассказ, так как не верили в столь великий подвиг, а постарались потушить пожар, быстро пробили себе путь и втеснились во внутренние помещения дворца. Увидев же здесь в самом деле массу убитых, они не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому презрению к смерти такого множества людей. Прикреплено изображение (Нажмите для увеличения)
Григорий Не я
Отправлено: 9 января 2019 — 18:53
Генерал - полковник
Сообщений всего: 56434
Дата рег-ции: 24.01.2014
Репутация: 131
[+]
Центурион пишет:
Элеазар хотел еще продолжать свою речь, как они в один голос прервали его, бурно потребовали немедленного исполнения плана и, точно толкаемые демонической силой, разошлись. Всеми овладело какое-то бешенное желание убивать жен, детей и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу — нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохранились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ
даже страшно читать.
Центурион
Отправлено: 9 января 2019 — 18:56
полковник
Сообщений всего: 4358
Дата рег-ции: 19.02.2013
Репутация: 36
Григорий Не я пишет:
даже страшно читать.
Такое поведение -не новость.
Похожие сцены разыгрывались и при осаде Иерусалима.
Кстати на фото выше - таблички с именами "счастливчиков", которые должны были умертвить всех.
mi621
Отправлено: 9 января 2019 — 20:07
полковник
Сообщений всего: 11264
Дата рег-ции: 19.09.2012 Откуда: Москва
Репутация: 79
[+][+]
Центурион пишет:
Похожие сцены разыгрывались и при осаде Иерусалима.
Имеете ввиду Тита? А что запредельно ужасного он совершил?
Григорий Не я
Отправлено: 9 января 2019 — 20:52
Генерал - полковник
Сообщений всего: 56434
Дата рег-ции: 24.01.2014
Репутация: 131
[+]
Центурион пишет:
Похожие сцены разыгрывались и при осаде Иерусалима.
И что-то подобное случилось в Древнем Риме. Или я ошибаюсь? (Добавление)
Центурион пишет:
Кстати на фото выше - таблички с именами "счастливчиков", которые должны были умертвить всех.
Поражает то, что таблички сохранились,
Опер
Отправлено: 10 января 2019 — 08:33
полковник
Сообщений всего: 15929
Дата рег-ции: 5.04.2012
Репутация: 59
[+]
Центурион пишет:
на фото выше - таблички с именами "счастливчиков", которые должны были умертвить всех.
Это историческая гипотеза. Такая же, как и остальные факты осады Масады.
Я, кстати, там бывал-с...
Центурион
Отправлено: 10 января 2019 — 12:00
полковник
Сообщений всего: 4358
Дата рег-ции: 19.02.2013
Репутация: 36
mi621 пишет:
Имеете ввиду Тита? А что запредельно ужасного он совершил?
Я не про Тита конкретно. Я про сцены массового суицида в осажденном городе.
Хотя и армия Тита отличалась жестокостью. Там ведь не только легионы были. Собралась куча "союзников" - арабы, армяне.
Иочиф Флавий упоминает такой эпизод. Один беглец из города решил вынести свое золото и проглотил его. Солдаты обнаружили это, убили, и достали золото.
Молва о золоте в животе разнеслась по всему войску Римлян. После этого всем бегущим из города начали вспарывать животы.
Григорий Не я пишет:
И что-то подобное случилось в Древнем Риме. Или я ошибаюсь?
На ум приходит только эпизод со взятием Рима Галлами Бренна в 4 веке до н.э. Тогда часть стариков отказалась покинуть город и была убита галлами.
Опер пишет:
Это историческая гипотеза. Такая же, как и остальные факты осады Масады.
Про таблички мне тоже сомнительно. А вот остальные факты выглядят вполне правдоподобно. Подобный массовый фанатизм и суицид был вполне в духе иудейских религиозных фанатиков. Почитайте Иосифа Флавия.
Опер пишет:
Я, кстати, там бывал-с...
Я, кстати, тоже-с.
Прикольное место.
А как вас выпустили вообще? Вы же сотрудник органов?
mi621
Отправлено: 10 января 2019 — 12:21
полковник
Сообщений всего: 11264
Дата рег-ции: 19.09.2012 Откуда: Москва
Репутация: 79
[+][+]
Центурион пишет:
Я не про Тита конкретно. Я про сцены массового суицида в осажденном городе.
Ну, облегчили задачу осаждавшим.
Центурион пишет:
Молва о золоте в животе разнеслась по всему войску Римлян. После этого всем бегущим из города начали вспарывать животы.
Все гости форума могут просматривать этот раздел. Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе. Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.