Военно-исторический форум Military. История России. Военная история. Древний мир и Средние века
Исторический форум, посвященный обсуждению вопросов военной истории, истории России, всемирной истории.
  Библиотека  |   Галерея  |  
> Случайные фото из галереи:
Танк B1-bis
Танк B1-bis

Загрузил foma
(03-01-2015 17:28:13)

Комментариев нет. Оставьте первый комментарий!
Финские солдаты  у памятника Ленина
Финские солдаты у памятника Ленина

Загрузил МАГАЗИНЕР
(27-02-2015 10:01:50)

Комментарий: Крайний слева финн - скорее всего танкист, именно им полагалась по форме...
Эффект действия снаряда "Зверобоя"
Эффект действия снаряда "Зверобоя"

Загрузил STiv
(06-02-2018 09:53:44)

Комментарий:
Французский арбалет "Sauterelle"
Французский арбалет "Sauterelle"

Загрузил foma
(11-01-2019 09:16:39)

Комментарий: Арбалет выпускался в 1915-16 гг. Масс - 24 кг. Изготавливался из стали. ...




 Страниц (4): « 1 2 3 [4]   
> А что пили в средние века?..
Кумар Пользователь
Отправлено: 21 мая 2011 — 00:27
Post Id



капитан





Сообщений всего: 562
Дата рег-ции: 24.01.2011  
Откуда: г.Ленинград
Репутация: 4




Егоза
Нет,не довелось.
GraetDane
Честно говоря,я по винам не очень,они как-то все для мя на один вкус,ну ещё сахара где-то больше.где-то меньше.Из слабоалкогольного предпочитаю пыво. По пиву!
-----
Всё гениальное просто,всё сложное-не нужно.(с)
Свобода и рок-н-ролл - всё,что нужно нам...(с)
Когда будет срублено последнее дерево и поймана последняя птица,вы наконец поймёте, что деньги нельзя есть...

 
email

 Top
> Похожие темы: А что пили в средние века?..

Краснодарский край
Так что это дело рук человека или природный катаклизм?

Что можно определить по форме
Просьба помочь определить по форме начала 20-го века подробности воинской биографии

Ржечь Посполита, борьба за гегемонию в Восточной Европе.
От "золотого века" до разделов. Неизвестная Польша.

Маньчжоу-го как плацдарм для японской военщины.
История Китая в первой половине 20-го века.

Спецы, помогите определить в форме какого периода и какой армии сфотографирован мой родственник
Униформа 20-го века

Столетняя война 1337 -1453 гг.
Взгляд с точки зрения XXI века.

Егоза Пользователь
Отправлено: 6 июня 2011 — 10:59
Post Id


майор





Сообщений всего: 1834
Дата рег-ции: 11.11.2010  
Репутация: 16




 GraetDane пишет:
 Егоза пишет:
А может, те "меды", что раньше пили, совсем другой вкус имели?
Честно говоря, я в этом уверен на 100%

Недавно попалась на глаза книжка жены - что-то вроде "Рецепты славянской кухни", в предисловии было про спиртные напитки, оказывается (если в той книжке правда написана):
Мед (как напиток) на Руси был ставленный (примерно по коньячной технологии, выдержка 5-35 лет), хмельной (с добавкой хмеля и ягод) и вареный (примерно по технологии пива).
А водка русская (появившаяся гораздо позже) славилась потому, что изготавливалась не путем обычной дистилляции, а "сидением" (методом испарения и конденсации в разных частях одного сосуда), т.е. "продукт" практически не содержал никаких "посторонних фракций" и не требовал никакой дальнейшей очистки - "слеза"!

(Отредактировано автором: 6 июня 2011 — 11:00)

 
email

 Top
Пластун Пользователь
Отправлено: 10 июня 2011 — 14:19
Post Id



капитан





Сообщений всего: 540
Дата рег-ции: 1.02.2010  
Откуда: Україна, Волинь
Репутация: 6




 GraetDane пишет:
 Гал пишет:
Медовуха и сейчас производится и продается....
Продаваться то продается, только сколько я не пробовал у нас – вопрос всегда один, как ее раньше пили эту гадость. Может конечно просто бренд.


попробуйте львовскую при случае
отличнейший напиток

пьешь как компот, а потом на ноги и не встанешь Ниндзя Подмигивание
-----
Гей, рід калиновий, гей, стяг малиновий!
Гей, пане підстаршино, піднімай бунчук!
 
email

 Top
Otto пишет: искал материал по строительству модели и наткнулся
Зарегистрироваться!
GraetDane Пользователь
Отправлено: 10 июня 2011 — 14:34
Post Id



майор





Сообщений всего: 1859
Дата рег-ции: 29.01.2011  
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 6




 Пластун пишет:
попробуйте львовскую при случае
отличнейший напиток
Что ж Вы раньше то молчали? А то мы пропустили Кубок Галичины, у Вас в мае. Знали бы точно поехали. Прыгаю до потолка Пивко
 
email

 Top
Пластун Пользователь
Отправлено: 10 июня 2011 — 15:41
Post Id



капитан





Сообщений всего: 540
Дата рег-ции: 1.02.2010  
Откуда: Україна, Волинь
Репутация: 6




 GraetDane пишет:
 Пластун пишет:
попробуйте львовскую при случае
отличнейший напиток
Что ж Вы раньше то молчали? А то мы пропустили Кубок Галичины, у Вас в мае. Знали бы точно поехали. Прыгаю до потолка Пивко


кубок Галичины по чему, если не секрет?
-----
Гей, рід калиновий, гей, стяг малиновий!
Гей, пане підстаршино, піднімай бунчук!
 
email

 Top
Чивас Пользователь
Отправлено: 10 июня 2011 — 19:27
Post Id


майор





Сообщений всего: 1545
Дата рег-ции: 12.12.2010  
Репутация: 11




 Егоза пишет:
примерно по коньячной технологии, выдержка 5-35 лет


Вы все перепутали... Коньячная технология это дистилляция, а медовуха не дистиллировалась.

 Егоза пишет:
А водка русская (появившаяся гораздо позже) славилась потому, что изготавливалась не путем обычной дистилляции, а "сидением" (методом испарения и конденсации в разных частях одного сосуда), т.е. "продукт" практически не содержал никаких "посторонних фракций" и не требовал никакой дальнейшей очистки - "слеза"!


Вы наверное имели ввиду "не путем обычной ректификации", а дистилляцией. Вся современная водка именно ректифицируется, а не дистиллируется. Раньше же водка получалась путем дистилляции.
 
email

 Top
Егоза Пользователь
Отправлено: 14 июня 2011 — 13:16
Post Id


майор





Сообщений всего: 1834
Дата рег-ции: 11.11.2010  
Репутация: 16




 Чивас пишет:
Вы все перепутали... Коньячная технология это дистилляция, а медовуха не дистиллировалась.

Да, здесь напутал... Вы правы, а я - нет.

 Чивас пишет:
Вы наверное имели ввиду "не путем обычной ректификации", а дистилляцией.

Здесь я имею в виду т.н. "беструбное" медленное выпаривание и конденсацию в пределах одной и той же емкости.
 
email

 Top
GraetDane Пользователь
Отправлено: 15 июня 2011 — 15:32
Post Id



майор





Сообщений всего: 1859
Дата рег-ции: 29.01.2011  
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 6




 Пластун пишет:
кубок Галичины по чему, если не секрет?
Международная выставка собак FCI - 2*САСІВ "Кубок LEMBERGA" и "Кубок Галичины" 8 мая 2011 года, Львов.
 
email

 Top
Славентий Пользователь
Отправлено: 16 июня 2011 — 00:36
Post Id



старший сержант





Сообщений всего: 198
Дата рег-ции: 14.11.2010  
Откуда: Смоленск
Репутация: 2




 Гал пишет:
Медовуха и сейчас производится и продается....

у нас в Смоленске есть кафе "Русский дворик" там продается медовуха, более менее приличная, магазинные в бутылках--- полный отстой.
-----
«Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории» (О. Хаксли,
 
email

 Top
Slavomir Пользователь
Отправлено: 8 сентября 2011 — 01:00
Post Id



рядовой





Сообщений всего: 37
Дата рег-ции: 8.09.2011  
Откуда: Мурманск
Репутация: 0




Дрожжей на Руси вроде на знали, поэтому бродило оно натуральным способомУлыбка))
думаю пили брагу в основном, перебродившая масса чего-то...

до крещения березовица и медовуха, после неё вина...

потом Менделеев придумал как соединить спирт с водойУлыбка молодец! Улыбка
-----
Дайте людям реально доступное жилье, будет демография в +, и на 2-х работающих 1 пенсионер, а не наоборот.
 
email

 Top
Капитан Пользователь
Отправлено: 12 августа 2016 — 18:58
Post Id



лейтенант





Сообщений всего: 202
Дата рег-ции: 19.07.2016  
Репутация: 5





Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения
Сидр во Франции традиционно менее популярен, чем виноградные вина. Производимый главным образом в Нормандии и Бретани, а также в Иль-де-Франс, он является слабоалкогольным напитком (крепость максимум 5-6% об.), получаемым из разных сортов яблок. Идея перегонки сидра давно занимала его производителей. Первое письменное упоминание об этом относится к 1553 году, когда Жиль де Губервилль из Меснилан-Валя отмечал, что он занимается дистилляцией сидра.
Как и в случае с абсолютным большинством оригинальных типов вин и крепких алкогольных напитков, история возникновения кальвадоса теряется во времени и овеяна многочисленными легендами. Одним из самых романтичных является предание о возникновении кальвадоса в результате крушения в 1588 году близ берегов Нормандии испанского галеона «El Salvador».

Хотя, другие исследователи истории, зная набожность испанских конкистадоров, считают, что корабль, скорее всего, носил имя «San Salvador» в честь одного из святых, покровительствовавших Великой Испании, которая в то время вела свирепые колониальные войны как в Новом, так и Старом свете.
Галеон «Сан Сальвадор» входил в состав Непобедимой Армады – громадного флота, построенного по велению Его Католического Величества короля Испании Филиппа II для сокрушительного удара по Англии, которая в обход решения Папы Римского, отдавшего Новый свет в собственность испанской короне, осмелилась заявить свои права на часть Америки. На пути в Англию испанский флот, состоящий из полутора сотен тяжеловооруженных галеонов, попал в сильнейший шторм, многие корабли унесло прочь от основной эскадры на сотни миль. Одним из таких потерявшихся кораблей и стал «Сан Сальвадор», буря вынесла его к берегам Нормандии. Едва море успокоилось, и изможденные борьбой со стихией моряки немного пришли в себя, как искалеченный штормом корабль был замечен английскими сторожевыми кораблями, патрулирующими прибрежные воды Нормандии.
Закипело морское сражение, грохот орудий привлек на берег многочисленных местных жителей, которые стали свидетелями того, как громадный испанский галеон в неравном бою потопил несколько английских кораблей, после чего, выбросив за борт все орудия и подняв паруса, направился прямиком к берегу, все глубже погружаясь на ходу в бирюзовые волны, поскольку его высокие борта были буквально изрешечены английскими ядрами.

Корабль успел добраться до прибрежной полосы и лечь на дно, а уцелевшие испанские матросы вплавь добрались до берега. Никогда не любившие испанцев нормандцы были так восхищены подвигом отважных мореходов, что оказали им сердечный прием.
История о морском сражении облетела всю провинцию, и посмотреть на полузатопленный корабль, на кормовом подзоре которого сияли золотые буквы «San Salvador», стали съезжаться со всей округи. История передавалась из уст в уста, и испанское «сальвадор» быстро трансформировалось в нормандское «кальвадор», а потом и в «кальвадос».Тем временем уцелевшие испанцы, попробовав местный сидр, который издревле делали из яблок нормандцы, решили попробовать перегнать его для увеличения спиртуозности, поскольку как у себя на родине в Испании, так и находясь на службе в королевском флоте, привыкли к более крепкому алкоголю. Получившийся в результате перегонки яблочного сидра напиток местные жители все так же окрестили «кальвадосом», как называли промеж собой уцелевших мореходов, несмотря на то, что последующие штормы быстро разбили затонувший галеон, и золотые буквы «San Salvador» больше не горели на солнце, останки корабля унесло в открытое море. С течением времени название Кальвадос закрепилось и за округом в Нормандии, где гостили испанские моряки.

Многие историки говорят о том, что это не более чем красивая легенда, другие оспаривают лишь некоторые детали – мол, никакого морского сражения не было, и испанский галеон просто затонул у берегов Нормандии, едва выбравшись из сильнейшего шторма. Но как бы то ни было, в пользу этой легенды говорят несколько факторов. Во-первых, слово «кальвадос» явно не нормандского происхождения, а во-вторых, искусством перегонки в те незапамятные времена в совершенстве владели именно испанцы – несостоявшиеся повелители мира.
Непобедимая Армада, сильно потрепанная штормом, была наголову разбита английским королевским флотом, по свидетельствам историков, зарево от горящих испанских кораблей несколько ночей освещало скалистые берега туманного Альбиона. Испанцам не помогло ни численное превосходство, ни многочисленные распятия, реющие на мачтах их громадных кораблей. Меньше половины испанцев вернулось в Кастилию, военно-морское могущество Испании было подорвано, и только спустя многие годы ей удалось вернуть утерянную мощь, в серии морских сражений нанеся ненавистным англичанам ряд сокрушительных поражений. Испания властвовала на море еще почти два века.

Но эти драматические события и противостояния нимало не интересовало нормандцев. В результате великих колониальных войн они получили бесценный дар – кальвадос. Впрочем, сами нормандцы изо всех сил опровергают утверждение о том, что кальвадос первыми сделали испанцы. Да, говорят они, корабль был, испанцы были. Да, прижилось географическое название, позаимствованное у свирепых конкистадоров, но кальвадос мы изобрели сами, и не наша вина, что наш нормандский напиток назвали по имени местности.

(Отредактировано автором: 12 августа 2016 — 19:00)

 
email

 Top
Дункан Пользователь
Отправлено: 18 августа 2016 — 01:49
Post Id



майор





Сообщений всего: 1423
Дата рег-ции: 8.07.2012  
Репутация: -7

[+][+]


В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны). В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мед и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя. С этих далёких времён сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: "И я там был. Мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало". Хмельное питьё каждый варил сам для себя, сколько ему нужно было для обихода. Иногда напитки варили семьями, миром, что получало название мирской бражки, мирского пива. Общины и миры, города и сёла сходились на игрища, собирались на братчины. Пиры и беседы. На народные пиры приглашался князь, на пир княжеский собирался народ.Широко известны слова киевского князя Владимира Святославича "Руси есть веселие пити, не можем без того быти"
До середины XVI в. народ, заплатив пошлину на солод, хмель и мёд ("бражную пошлину"Подмигивание, варил известное к тому времени слабоалкогольное питьё (5-8°) - медовуху, пиво, брагу и употреблял их дома или в корчмах. Корчма - древнеславянское общественное питейное заведение. Корчмой называлось место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и выпивки с песнями и музыкой. Корчма была вольным народным учреждением, имела значение ратуши и гостиного двора. В Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске корчмы составляли важнейшее городское учреждение.

В период Киевской Руси были известны такие напитки, как березовица, мед, квас, сыта, вино, сикера, ол, пиво, пить было что и недаром именно тогда появилось выражение «допиться до чертиков»

Почти все эти напитки были алкогольными, охмеляющими. Безалкогольной была лишь сыта, тогда как — березовица — уже не являлась полностью безалкогольной. Различали березовицу двух видов: простую и пьяную.
То же можно сказать и о квасе.Арабский писатель Ибн-Фодлан писал о славянских язычниках, что "они предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи"

Даже сыта, то есть разбавленный водой мед, также могла забродить и превратиться в алкогольный напиток. Если же учесть, что и вино, то есть виноградный напиток, который привозили из Крыма и Византии тоже разбавлялось водой, то станет понятным, почему вода оказалась в одной упряжке с алкогольными напитками как постоянный компонент при их изготовлении и употреблении ибо вода считалась именно напитком, а не являлась просто жидкостью и или просто компонентом для различных целей, какой она стала в наши дни.

Эта особенность в восприятии воды древними русами и нашими современниками, этот особый взгляд древних русов на воду как на основу всех алкогольных напитков объясняет то, почему и сегодня один из самых крепких и самых известных алкогольных напитков русского народа — “водка” —происходит от корня «вода».

Вино

Под таким названием в IX-ХIII веках понимали только виноградное вино, если сей напиток употреблялся без других определений. Вино появилось на Руси в IX веке, т. е. еще до христианства. После крещения, в конце Х в., вино становится обязательным ритуальным напитком. Вино было привозным.Оно доставлялось из Византии и потому называлось греческим или сирским (сурьским), т. е. сирийским. До сер. XII века вино обязательно разбавлялось водой, так же как это делалось в Византии. Источник сообщает:«Месят воду в вино», т. е. в вино следует доливать воду, а не наоборот. Это было не с проста, а имело глубокий смысл, т.к. всегда более тяжелые жидкости по удельному весу нужно наливать в более легкие. К примеру, чай нужно наливать в сосуд с молоком, а не наоборот. Собственно, само слово «вино» в русском языке появилось после перевода Евангелия на древнерусский язык от латинского «винум» (vinum).

С сер. XII века под вином понимают уже чистое виноградное вино без добавления воды. Поэтому, чтобы не запутаться, обязательно стали оговаривать те случаи, когда подразумевалось не чистое вино. Стали употреблять прилагательные для уточнения. Так на свет появились названия «оцьтьно вино», т. е. кислое сухое вино; «вино осмрьнено», т. е. виноградное сладкое вино, с пряностями; «вино церковное», т. е. виноградное красное вино, десертное, высшего качества или сладкое без добавления воды. Наконец, в кон. XIII века, впервые в источниках появляется название «вино твореное».

Нужно сказать, что такое вино появляется только через 400 лет после вина виноградного и через 200-250 лет после закрепления различных эпитетов за теми или иными разновидностями виноградного вина. Это обстоятельство свидетельство того, что здесь мы, скорее всего, имеем дело не с естественным природным вином, сделанным из винограда, а с винным напитком, полученным каким-то другим, искусственным путем, вином, полученным (сотворенным) самим человеком.

Таким образом, название «твореное вино» уже не относится к собственно вину, как его понимали первоначально, т.е. до XIII в.

Мед


Вторым, после вина, по значению алкогольным напитком в Древней Руси был мед, известный еще с глубокой древности двояко: и как сладость (лат. — mel), и как алкогольный напиток (лат. — mulsum). Но мед не был, как иногда представляют, исключительно русским национальным алкогольным напитком. Мед был главным парадным напитком почти всех европейских народов средней полосы. Мед, например, встречался у древних германских племен (Meth), в Скандинавии(Mjod), где он считался напитком богов. Встречался мед как «божественный напиток» и у прибалтийских племен, особенно у литовцев.

Корень слова «мед» вовсе не русский, как многие полагают, а индоевропейский. У греков слово «мэду» подразумевало «хмельной напиток», то есть, вообще, алкоголь, а временами употреблялось в смысле «чистое вино», т. е. слишком крепкое, опьяняющее, не совсем питьевое по греческим представлениям. Похожим словом «мэдэе» греки обозначали «пьянство». Все это свидетельство того, что крепость меда была намного больше, чем крепость обычного виноградного вина и потому византийцы считали, что употребление таких крепких напитков свойственно не цивилизованным варварам.

В Древней Руси, судя по фольклору, мед был наиболее распространенным напитком из алкогольных, тогда как вино в народном фольклоре почти не упоминается. А между тем документальные данные говорят несколько о другом. В них говорится об употреблении вина с IX века, а мед впервые упоминается на Руси, и то в значении пряности, лишь в самом нач. XI в., а в Македонии — в нач. X в.; в значении алкоголя в Полоцке и Литве— в XI в., в Болгарии — в XII в., в Киевской Руси — в XIII в. (1233 г.), В Польше и Чехии— с XVI в.. Так, в летописи Нестора говорится, что Владимир I повелел сварить 200 проварь меду. И еще Ибн-Дуст (Ибн-Руст) — арабский путешественник в нач. Х в.— пишет, что русы употребляют медовое хмельное питье, что древляне в 946 г. дали Ольге дань «питным» медом, а не «пчелиным».
Мёд был как слабоалкогольным, так и крепким по градусу. Ставленый мед выдерживался до 35 лет,из ряда византийских источников также известно, что еще в кон. IX века, в языческие времена, некоторые славянские племена ( поляне и древляне) умели забраживать и превращать мед из mel в melsum, а также держали его подобно вину с выдержкой и для улучшения его качества использовали переливы (т. е. переливание в двух сосудах).! Но это было гоже для элиты, знати. Для простого люда массово готовили дешевый варёный мед, быстро приготавливаемый и легко опьяняющий.


Все это дает позволяет сделать следующие выводы: мед как алкогольный напиток получил вначале распространение в самой лесистой части Руси, на территории современной Белоруссии (Полоцкое княжество), где в наибольшей степени было развито бортничество, то есть получение меда от диких пчел. По всей видимости, отсюда мед по рекам Припяти и Днепру отправляли в Киевскую Русь. И в X-XI вв. в Киеве мед употребляли в исключительных случаях и при этом делали его сами из запасов природного сырья: мед варили. Мед вареный как напиток получался более низкокачественным,чем мед ставленый.

Напиток выдерживали до 10-15 лет и даже больше, и он представлял из себя результат естественного брожения пчелиного меда в холодном состоянии с соком ягод (малины, брусники). Бывали случаи, когда на княжеских пирах в XIV в. подавался мед 30-35-летней выдержки. Так как, наибольшее употребление медов ( и ставленых, и вареных) приходится на XIII-XV вв., то и представление о том, что в древние времена основным алкогольным напитком был мед, нашло свое отражение в первую очередь в фольклоре, произведения которого главным образом создавались именно в этот сравнительно поздний период, когда собственно и началось формирование национальной культуры.

Нужно также отметить, что расцвет медоварения в XIII-XV вв. был связан не с его появлением как такового именно в это время (точно известно, что оно возникло еще в X-XI вв.), а с сокращением привоза византийского вина вследствие вначале монголо-татарских завоеваний (XIII в.), а затем и крушения самой Византийской империи (XV в.). Все это позволяет говорить, что историческая обстановка (изменения в международных отношениях и системе международной торговли, изменения географического характера) приводила к изменениям в распространении основных алкогольных напитков. Все эти изменения удалило Русь от источников виноградного сырья и заставляло изыскивать местные ресурсы и свои способы для изготовления алкогольных напитков.

XIII-XV веках мед как продукт из местного сырья выходит на первый план в обиходе знати и зажиточных слоев. Длительность изготовления настоящего, качественного ставленого меда сильно ограничивала круг его потребителей, удорожала товар. Для массовых мероприятий даже при дворе великих князей употребляли более дешевый— вареный мед. Таким образом, XIII век явился рубежом, ознаменовавшим переход к алкогольным напиткам, во-первых, к значительно более крепким и, во-вторых, из местного сырья .

По всей видимости, все эти обстоятельства, связанные с вынужденным потреблением более крепких напитков и привели затем к появлению водки.

Но так долго продолжаться не могло. Запасы сырья для изготовления меда были ограничены и они быстро иссякали. Нужен был винный спирт, как компонент более дешевых медов. К тому мед становится предметом экспорта в Западную Европу. Он растет в цене и постепенно становитс не доступным даже для зажиточных слоев. Для широкого же употребления нужно было изыскать дешевое местное сырье. Таким сырьем становится ржаное зерно, которое более широко стали использовать для изготовления такого известного и по сей день напитка, как квас.

Квас
zmeelow328.livejournal.com/67920 8.html

На святой Руси у нас,
Пили только русский квас.

Да водичку ключевую,
Леденящую такую.

Берегли себя от бед,
Вот и жили по 100 лет.

Есть лекарство и для нас,
Пейте люди русский КВАС!


Слово Квас встречается в древнерусских источниках одновременно с вином и даже немного раньше меда. Однако, значение этого слова, не вполне соответствует современному. К сер. XI в. относится первое упоминание кваса как хмельного напитка, т.к. на древнерусском языке слово «квасник» означало «пьяница».
На Руси первое письменное упоминание о квасе относится к 989 году, когда киевский князь Владимир обратил своих подданных в христианство. В летописи по этому поводу было написано - "Раздать народу пищу, мед и квас".
Даже сейчас говорят ".Давай заквасим..."
Квас, изготовленный из ржаного и ячменного солода, обладает не только высокими вкусовыми качествами, но бодрит и нормализует обменные процессы в организму. По воздействию на организм он подобен кефиру, простокваше, кумысу и ацидофилину. Квас, как всякий продукт молочнокислого брожения, регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению вредных и болезнетворных микробов, поднимает тонус организма, улучшает обмен веществ и благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Эти целебные свойства объясняются наличием в нем молочной кислоты, витаминов, свободных аминокислот, различных сахаров и микроэлементов.

Квас повышает аппетит, обладает высокой энергетической ценностью.
В XI в. квас, как и мед, варили, а это значит, что по своему вкусу он напоминал пиво в современном понимании, но был гуще и действовал, по всей вероятности, более охмеляюще.Квас – исконно русский напиток
До XII века квас на Руси считался именно алкогольным напитком (содержал до 12% алкоголя), а того, кто им злоупотреблял, называли квасником. Впоследствии квасником стали именовать специалиста по приготовлению кваса. Кстати, в современном квасе тоже присутствует алкоголь, но не более 1,2%.
По всей вероятности, восточные славяне знали квас, задолго до образования Киевской Руси. Само слово «квас», безусловно, русского происхождения. Означает оно «кислый напиток».

Легенда гласит, что давным-давно у крестьян случилось страшное – дождь намочил горшки с зерном, и оно стало киснуть. Крестьяне его высушили и смололи, но хлеб печь не стали, а развели негодную муку водой и дали настояться. Эта непонятная жидкость и была первым квасом.


Любовь к квасу на Руси была общая. Крестьяне пили его вместо воды, бояре порой предпочитали квас заморским винам. Его делали в монастырях и солдатских казармах, усадьбах и крестьянских избах. Люди, которые готовили квас, назывались квасниками, и иметь такую профессию было очень выгодно. Было много видов кваса, например яблочный и земляничный.

Нигде квас не получил столь широкое распространение, как у русских. На Севере, вместе с кислой капустой квас служил единственным средством спасения от цинги в течение долгой зимы, когда не было никакой зелени.К 15-му веку на Руси знали около 500 видов кваса!

Как правило, каждая хозяйка имела свой рецепт кваса. Со временем, самые удачливые получали всеобщее признание и в деревнях начинали делать «Дарьин» квас», «Марьин квас» и т.д. Так, за свою многовековую историю, народу накопил массу всевозможных рецептов приготовления кваса.

Бочки с квасов хранили в ледниках или холодных подвалах. Перед разливанием кваса в бочки, его сдабривали сахаром, медом, патокой, изюмом, хмелем, мятой. Одно характерно – русские всегда предпочитали свежеприготовленный квас.

Квасы в России делали исключительно из полноценного натурального сырья – хлеб, плоды и ягоды, мед. К ним добавляли различные травы, коренья, пряности. Для фруктовых квасов использовали дикорастущие яблоки, груши, клюкву, бруснику, землянику, морошку и д.р.



Позже , в XII в., различали квас как напиток кислый и слабоалкогольный и квас как напиток сильно опьяняющий. Но, они оба, тем не менее носили идентичные названия, и только можно было догадаться, о какой разновидности кваса идет речь. Скорее всего, во втор. пол. XII в. или в самом кон. XII в. вторую разновидность кваса, т.е. сильно опьяняющий начали называть твореным квасом, т. е. сваренным, специально сделанным квасом, а не естественно закисшим, как обычный.

Этот твореный квас был таким же крепким напитком, как и чистое вино, они были одинаковы по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити»,- читаем мы в одном из религиозных предписаний. «Горе квас гонящим», — написано в другом документе, и это ясно говорит о том, что здесь говорится не о каком-нибудь безобидном напитке. Из всех видов твореного квасат самым крепким считался «квас неисполненный», который в источниках часто упоминается эпитетом «погибельный». На древнерусском языке слово «неисплънены» обозначало незавершенный, не готовый полностью, до конца не доведенный. Вероятнее всего, речь идет о недоброкачественном продукте, содержавшем значительную долю вредных масел. По всей видимости, к этому виду «кваса» относилось и довольно редко встречающееся в документах слово «кисера» как сильно опьяняющий напиток. Если вспомнить, что слово «квас» имеет общий корень со словом «кислое» и его иногда называли кислина, квасина, кисель, то термин «кисера» скорее пренебрежительная форма от кваса плохого качества. Но есть основания и на то, что кисера — это искаженное «сикера», также означающее один из алкогольных напитков.

Сикера

Этого слова уже нет в современном русском языке. Это слово вышло из употребления, скорее всего, как раз на рубеже XIV-XV вв., когда произошла смена в существе производства алкогольных напитков на Руси. Поскольку это слово исчезло из языка бесследно, не оставив после себя какого-нибудь аналога или иного рудимента, то нужно тщательно выяснить его первоначальное значение, ибо это может пролить свет на историю возникновения русских алкогольных напитков. Слово «сикера» , по все видимости, пришло в древнерусский язык из Евангелия и Библии, где оно упоминалось на прямую, так как переводчики не смогли найти ему эквивалент в древнерусском языке. Первоначально это слово понималось как общее название алкогольных напитков вообще, кроме виноградного вина. Интересно,что в греческом (византийском) языке, с которого и было переведено Евангелие, слово «сикера» приблизительно имело такой же смысл. По видимому, источником этого слова стали слова на арамейском и древнееврейском языках — «шекар» («шехар»), «шикра».

«Шикра» (sikra) на древнеарамейском значит род пива, от этого слова и произошла «сикера». Шекар (Schekar) на языке древних евреев — «всякий пьяный напиток, окромя лозного вина».Сие слово и дало, собственно, в русском «сикер». Потому в одних документах встречается «сикера», а в других — «сихер». Близость этих двух слов по звучанию и по значению привела к тому, что даже специалисты считали их вариациями одного и того же слова. В действительности это были разные слова, и они они обозначали разные понятия и с точки зрения технологии.

Все дело в том, что и в Палестине, и в Византии для изготовления «сикер» использовали плоды финиковой пальмы, и по сути полученный таким образом напиток можно назвать финиковой водкой.Что же касается арамейского понятия «сикера», то оно означало «хмельной, опьяняющий напиток», по своей технологии напоминающий медо- или пивоварение, без гонки.

По всей видимости, в древнерусских монастырях монахи допытывались до истинного значения слов, упоминаемых в Библии и Евангелии, и тем самым получали адекватное представление о разных технологиях и их отличиях.

Пиво
https://basik.ru/good_to_know/beer

Первоначально слово Пиво означало любое питье, напиток вообще, т.е. данное слово не обозначало алкогольный напиток в современном смысле. «Благослави пищу нашу и пиво», — говорится в источнике XI века. И только со временем появляется понятие «твореное пиво», т. е. напиток, специально сваренный, сотворенный, как вино. Очень часто твореным пивом, как показывают источники, называли сикеру, а иногда и ол. Таким образом, понятие «пиво» сохранило свой широкое значение и в XII-XIII вв.. Если в X-XI вв. так назывался любой напиток, любое питье, то в XII-XIII вв. так стали называть любой алкогольный напиток: квас, сикеру, твореное вино, ол — в целом все это было твореное пиво, т.е алкогольное питье, специально созданное самим человеком для определенных целей. Пиво в современном смысле обозначалось уже другим термином — ол.
Ученые предполагают, что в наших славянских краях первые пивовары народились в эпоху так называемой Трипольской культуры, заложившей основы земледелия в междуречье Днепра и Днестра в IV-III в. до н. э. Но доподлинно этого никто не знает. Скорее всего то самое "трипольское" пиво варили из проса.
Существует мнение, что именно у славян во время великого переселения народов на территории Римской империи в IV-VII веках был принят обычай подмешивать хмель к напиткам.
В договоре князя Владимира с булгарами от 985 года уже упоминается о хмеле. Заключая договор, булгары заявили так: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель тонуть". Венецианец Иосафат Барбаро, проживший в колонии Тане (Азов) 16 лет, пишет о русских так: "Московитяне вина не пьют, но приготовляют особенного рода напиток, подмешивая туда хмель, который придает ему такую крепость, что им можно напиться допьяна, как вином". Тогда считали, что хмель сильно пьянит, хотя на самом деле хмель только способствует устойчивости пива к хранению и придает ему горьковатый ароматный привкус.
И что интересно: когда просвещенная Европа еще и слыхом не слыхивала про использование в пивоварении хмеля, наши предки, наоборот, уже не могли представить себе сей напиток в ином приготовлении. То есть, шли в этом деле в авангарде пивной технологической мысли.

Археологические находки в Новгороде, берестяные грамоты, свидетельствуют о том, что пиво на Руси варили еще в X-XI в.там ,уже в наше время во время археологических раскопок было обнаружено около тысячи берестяных грамот, в одной из которых некий Грикша писал: "Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви...Яз ему отвечал: не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито..." Смысл этого берестяного послания ясен. "Житом" в Новгороде называли ячмень, а "переваром" -- хмельной напиток из меда и пива. Его изготовление было одной из натуральных повинностей в Новгородской и прочих землях. На Руси вообще были широко распространены медовые дани и перевары. Упоминания о солоде (проросшем высушенном и перемолотом зерне) встречаются еще в Киевской Руси. Солод, пиво и хмель считались обязательной частью оброка крестьян за пользование землей. Например, в писцовых книгах новгородских земель 1499-1500 годов среди прочих оброков встречаются и бочки с хмелем и пивом. Солодом часто расплачивались с мастерами, занимавшимися ремонтом городских укреплений, со сборщиками платежей и штрафов. Древнерусский писатель Нестор неоднократно упоминает этот напиток в своих трудах. Так что пиво на Руси имеет давнюю историю.


Ол

В сер. XIII в. появляется еще один алкогольный напиток-«ол», или «олус». Имеются также свидетельства, что еще в XII веке упоминается «олуй», что, скорее всего, обозначало то же, что и «ол». Ол представлял из себя напиток, в чем-то напоминавшее современное пиво, но приготавливалось оно не просто только из одного ячменя. К нему добавляли хмель и полынь, то есть травы, зелья. Потому часто ол называли зелием, зельем. Есть также данные, что ол варили (а не гнали, как например, квас, сикеру или мед), и это еще больше приближает нас к мысли, что ол был напитком, похожим на современное пиво, но сдобренное травами. Вообще, и название его напоминает английский эль, также получаемый из ячменя с травами. Позднее под олом стали подразумевать корчажное пиво. Это еще раз подтверждает мысль, что под олом в XII-XIII вв. понимали напиток, подобный современному пиву.Олуй различался по крепости: легкий, средний и крепкий.

Березовица пьяная



Такого термина нет в источниках на древнерусском(старославянском) языке, но из сообщений Ибн-Фадлана -арабского путешественника, посетившего Русь в начале X в., известно, что древние славяне употребляли березовицу пьяную. Напиток под таким названием представлял собой самопроизвольно забродивший березовый сок, который затем долгое время сохраняли в открытых бочках. Березовица пьяная действовала после забраживания опьяняюще.

Первые упоминания алкогольных напитков или их названий в Древней Руси
(Хронологическая таблица)

Кон. IX в. Мед ставленый

Нач. Х в. Вино виноградное

Нач. Х в. Березовица пьяная

1-я пол. Х в. Мед хмельной

Кон. Х в. Мед вареный

Кон. Х в. Вина виноградные (сладкие и кислые)

Сер. XI в. Квас

Сер. XI в. Сикера

2-я пол. XI в. Квас неисполненный

2-я пол. XII в. Квас твореный

2-я пол. XII в. Пиво твореное

Кон. XIII в. Хмельное

Кон. XIII в. Ол (олус, олуй)

XIII-XIV вв. Вино твореное
(Добавление)
Все же следует признать,что употребление алкоголя и (других психотропных) в Киевской Руси,среди простого народа, носило столь мизерный характер, что никоим образом не влияло на демографию, преступность, и прочие социальные аспекты жизни человека. Несколько раз в год, небольшой социальный слой (только взрослые мужчины) размягчил мозг чаркой вина или медовухи, эффект достигнут, развиваемся дальше.

Ситуация начинает меняться, как это ни странно, вместе со становлением государственности в России,освобождением от татаро-монгольского ига. Но пока только меняться, до кризиса еще остаются многие сотни лет.
Ошибочным является убеждение, что пьянство на Руси возникло с появлением водки. Виноградный спирт (аква вита) в Россию стали завозить давно - с 1386 г. Изготовление спирта из ржаного сырья русские изобрели в 1448-1474 гг. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина или водки. В Польше производство водки из хлеба сумели наладить лишь столетие спустя. Лишь со второй половины XVI в. появляются свидетельства о пьянстве в России - Стоглавый Собор (1551 г.) призывал: "Пить вино во славу Божью, а не во пьянство".

Таким образом, полтора столетия с начала ввоза в Россию спирта и столетие со времени изобретения его перегонки из хлебного сырья упоминаний о массовом пьянстве на Руси не было.

Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. "Домострой" давал чёткие наставления в отношении алкоголя: "Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни мёда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома и на людях".

Современные Япония, Китай и Корея, сохранившие многие древние традиции в повседневной жизни, не имеют столь выраженные проблемы злоупотребления алкоголем как социального явления, несмотря на относительную доступность крепких алкогольных напитков - виски, джина и водки.

Пьянство приходит в Россию с вытеснением корчмы кабаком, с запретом простым людям самим варить пиво и брагу, с потерей народом самостоятельности - закрепощением. Оно приходит в Россию, когда продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода.

Царь Иван IV (Грозный) запретил в Москве продавать водку, позволив пить её одним лишь опричникам. Для этой цели в 1533 г. был построен на Балчуге особый дом, называемый по-татарски кабаком. То был первый "царёв кабак". Около 1555 г. из Москвы начинают предписывать наместникам повсюду заводить "царёвы кабаки". В этих питейных домах можно было только пить спиртное, не закусывая, что приводило к быстрому опьянению. Возникают чудовищные по сути питейные дома, где можно только пить, а есть - нельзя. Если в древнеславянской корчме, как и в татарском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то в московском кабаке велено только пить и пить, и что самое главное, одному лишь простому народу, то есть крестьянам и посадским, поскольку им одним было запрещено приготовлять домашние питья. Распространение кабаков на Руси пошло очень быстро. Иностранец Флетчер, бывший в Московском княжестве в 1588 г., сообщает, что в каждом большом городе устроен кабак или питейный дом, где продаётся водка, мёд и пиво.

После смерти первой жены,в Иване вдруг открылась любовь к пирам и веселью, сначала носившим вполне пристойный характер. Но постепенно новые любимцы все более и более брали на них тон, веселье обратилось в буйство, выходки стали непристойными. Непременным условием было напиваться до бесчувствия, тем, кто пил мало, вино лили на голову. Самый разнузданный разврат вскоре стал обыкновенным делом. Подозревали даже, что Иван предается мужеложеству с Федором Басмановым. Один из бояр, Дмитрий Овчина-Оболенский, упрекнул этим любимца: "Я и предки мои служили всегда с пользою государю, - сказал он, - а ты служишь гнусною содомиею". Басманов пожаловался царю. Иван ласково пригласил Овчину к столу и подал большую чашу вина с приказом выпить одним духом. Овчина не мог выпить и половины. "Вот так-то, - сказал Иван , - ты желаешь добра своему государю! Не захотел пить, ступай же в погреб, там есть разное питье, там напьешься за мое здоровье". Овчину увели в погреб и там задушили, а царь, как будто ничего не зная, послал на другой день в дом Овчины приглашать его к себе и потешался ответом его жены, которая, не ведая, что случилось с ее мужем, отвечала, что он еще вчера ушел к государю. Это рассказ Гваньини. Курбский пишет, что Овчину зарезали. Другой боярин, Михаил Репнин, человек степенный, не позволил царю надеть на себя шутовской маски в то время, как пьяный Иван веселился со своими любимцами. Царь велел выгнать его вон, а некоторое время спустя велел убить (по словам Курбского, прямо в церкви). В ту же ночь убили боярина Юрия Кашина, шедшего в церковь к заутрене. (Курбский пишет, что его тоже зарезали на церковной паперти.)

К сказанному там,следует добавить,что количество жен Ивана Грозного точно не установлено, у историков упоминаются имена семи женщин, считавшихся жёнами Иван а IV. Из них только первые четыре являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права (для четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иван ом было получено соборное решение о его допустимости). При этом согласно 50-му правилу Василия Великого даже третий брак является уже нарушением канонов
С другой стороны, по словам Джона Горсея, знавшего его лично, «он сам хвастал тем, что растлил тысячу дев и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни» По мнению В. Б. Кобрина, это высказывание, хотя и содержит явное преувеличение, ярко характеризует развратность царя Сам Грозный в духовной грамоте признавал за собой и „блуд” просто, и „чрезъестественные блужения” в частности.
«Развлечения» пьяного Ивана Грозного заслуживают отдельного упоминания.
Один из его любимых видов казни — зашить осужденного в медвежью шкуру (называлось это «обшить медведно») и затем затравить собаками. Так был казнен новгородский епископ Леонид. Иногда на людей натравливали медведей (естественно, в этом случае их не «обшивали медведно»). Иван Грозный вообще любил всякого рода нестандартные казни и казни for lulz. Дворянина по фамилии Овцын он повесил на одной перекладине с овцой.Очень любил взрывать людей.
Например, вот, нескольких монахов он приказал однажды привязать к бочке с порохом и взорвать — пускай, мол, они, подобно ангелам, сразу летят на небеса. Ха-ха Один хитрый боярин забрился в монахи, чтобы не быть репрессированным. Грозный тут и решил, что раз святым стал — пускай летает как ангел. (Цитата из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» — «…я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает…»)
Врача Елисея Бомбелия по приказу царя казнили так: выворотили из суставов руки, вывихнули ноги, изрезали спину проволочными плетьми, затем привязали к деревянному столбу и разводили под ним огонь, наконец, полуживого отвезли на санях в тюрьму, где он и скончался от ран.
Главу иностранного приказа (министра иностранных дел, говоря современным языком) Иван а Михайловича Висковатого по приказу Грозного привязали к столбу, а затем приближенные царя подходили к осужденному и каждый вырезал у него из тела по куску мяса (позаимствовано с китайской народной казни «тысяча кусков».). Один из опричников, Иван Реутов, «неудачно» отрезал кусок, в результате чего Висковатый умер. Тогда Грозный обвинил Реутова в том, что он сделал это нарочно, чтобы сократить мучения Висковатого, и велел казнить его. Но от казни Реутов уберегся, успев заболеть чумой и умереть.
Из других видов экзотических казней, применявшихся Грозным, следует назвать попеременное обливание осужденного крутым кипятком и холодной водой; При такой термообработке с поциента слезала кожа. Так был казнен казначей Никита Фуников-Курцев. Кстати, чтоб очистить помидор от кожи, кулинары используют такой же метод.
Современники рассказывают, что в конце июля 1570 г., когда на Красной площади в Москве состоялись массовые казни, царь приказал у многих «вырезать из живой кожи ремни, а с других совсем снять кожу и каждому своему придворному определил он, когда тот должен умереть, и для каждого назначил различный род смерти: у одних он приказал отрубить правую и левую руку и ногу, а потом только голову, другим же разрубить живот, а потом отрубить руки, ноги, голову».
Грозный любил «комбинированные» виды казни. Во время казней в Новгороде царь приказывал поджигать людей специальным горючим составом («пожаром»), затем опаленных и измученных, их привязывали к саням и пускали лошадей вскачь. Тела волочились по мерзлой земле, оставляя кровавые полосы. Затем их сбрасывали в реку Волхов с моста. Вместе с этими несчастными к реке везли их жен и детей. Женщинам связывали назад руки с ногами, привязывали к ним детей и тоже бросали в студеную реку. А там, в лодках плавали опричники, которые добивали тех, кто всплывал, баграми и топорами. Река Волхов зимой не замерзает как раз под мостом, даже в самые лютые морозы, такие дела.
Еще один вид казни, применявшийся при Иван е Грозном, — это кипячение в жидкости. Использовался он, главным образом, по отношению к государственным изменникам. Приговорённого сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котел на огонь, постепенно подогревая жидкость до кипения. В средневековой Германии подобным образом расправлялись с фальшивомонетчиками.
Но самым любимым видом казни у Ивана Грозного было сожжение .
Иван завел у себя в Александровской слободе подобие монастыря, отобрал 300 опричников, надел на них черные рясы сверх вышитых золотом кафтанов, на головы - тафьи, или шапочки; сам себя называл игуменом, Вяземского назначил келарем, Малюту Скуратова - пономарем, сам сочинил для братии монашеский устав и сам лично с сыновьями ходил звонить на колокольню. В двенадцать часов ночи все должны были вставать и идти к продолжительной полуночнице. В четыре часа утра ежедневно по царскому звону вся братия собиралась к заутрене к богослужению. Оно длилось от четырех до семи часов утра. Сам Грозный так усердно клал поклоны, что у него на лбу образовались шишки. В восемь часов шли к обедне. Вся братия обедала в трапезной. Иван , как игумен, не садился с ними за стол, читал пред всеми житие святого, память которого отмечалась в этот день, а обедал уже после один. Все наедались и напивались досыта. Нередко после обеда Иван ездил пытать и мучить опальных. Современники говорят, что он постоянно дико смеялся, глядя на мучения своих жертв. В назначенное время служили вечерню, затем братия собиралась на вечернюю трапезу, отправлялось повечерие, и царь ложился в постель. Гваньини передает мрачные слухи, ходившие о разврате царя; говорили, что опричники похищали для него девиц и замужних женщин, и муж должен был еще радоваться, если жену возвращали живой. Рассказывали, что, отняв у одного дьяка жену и узнав, что тот воспринял это как обиду, Грозный приказал повесить изнасилованную над порогом его дома. У другого дьяка жена была повешена прямо над его столом.

Очевидно,под влиянием алкогольного делирия, Бокс Грозный обвинил своего старого конюшего Челядина в том, что тот хочет свергнуть его с престола и сам сделаться царем. Иван призвал конюшего к себе, приказал одеться в царское одеяние, посадил его на престол, сам стал кланяться ему в землю и говорить: "Здрав буди, государь всея Руси! Вот ты получил то, чего желал; я сам тебя сделал государем, но я имею власть и свергнуть тебя с престола". С этими словами он вонзил нож в сердце боярина и приказал бросить его тело на съедение псам. Затем убили и его престарелую жену. Не остановившись на этом, Иван приказал замучить многих знатных лиц, обвиненных в соумышлении с конюшим. Тогда казнили князя Иван а Куракина, князя Дмитрия Ряполовского. Князя Семена Ростовского, бывшего воеводою в Нижнем Новгороде, опричники обезглавили на берегу Волги, а труп утопили в реке. Тогда же были казнены еще двое князей Ростовских - Василий и Андрей. Знаменитый полководец князь Петр Щенятев думал укрыться от смерти в монастыре. Опричники достали его и в келий - его поджигали на сковороде, загоняли иглы под ногти и в конце концов умертвили. Казначея государева Тютина опричники рассекли на части вместе с женой, двумя сыновьями-младенцами и двумя дочерьми. Эту казнь совершил брат царицы - Михаиле Черкасский. Многих убивали без всякого суда прямо средь бела дня. Каждый день на улицах Москвы находили по пять-шесть трупов. По приказу царя опричники хватали и жен опальных людей, насиловали их, врывались в вотчины, жгли дома, мучили, убивали крестьян, раздевали донага девушек и в насмешку заставляли их ловить кур, а потом стреляли в них. Многие женщины от стыда сами лишали себя жизни. Земщина представляла собой как бы чужую покоренную страну, преданную произволу завоевателей.

Торговля водкой сосредоточивается в руках исключительно царской администрации. Начинается повсеместное запрещение корчем. Искоренение корчем и утверждение казённой продажи алкоголя было главной целью питейной политики государства. При Борисе Годунове корчмы повсюду (за исключением Малороссии) были уничтожены: в 1598 г. частным лицам было запрещено торговать водкой.

За распространением кабаков и пьянства на Руси стоял экономический интерес государства.

В 1648 г. в начале царствования второго русского царя из династии Романовых - Алексея Михайловича - в Москве и других городах возникли "кабацкие бунты", начавшиеся в связи с неспособностью городской черни платить по кабацким долгам, резким снижением качества водки, разорительными последствиями пьянства для народа. В частности из-за массового пасхального пьянства в течение нескольких лет страдала посевная у пригородных крестьян. Для подавления этих бунтов пришлось использовать войска.

Верующие люди связывали пьянство с грехопадением. Под влиянием патриарха Никона ставится задача борьбы с пьянством. С целью реформирования питейного дела в России царь Алексей Михайлович в 1652 г. созывает Земский собор, получивший название "собора о кабаках". Выходит Указ, ограничивающий число питейных заведений. В нём также было сказано: "В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам". Отношение к любителям "зелёного змия" и в миру и в церкви становится резко отрицательным. Усилилась проповедь церкви против пьянства. Если подсчитать дни, когда в силу царского Указа запрещалась продажа вина, то число их превысит сто восемьдесят. Иными словами, православный человек более полугода волей-неволей пребывал в состоянии трезвости. Лицам "священническаго и иноческаго чина" вообще запрещалось давать водки. Запрещалась продажа водки в кредит во избежание накопления "кабацких долгов". Цена на водку указом повышалась втрое против прежней. Водка отпускалась только по одной чарке на человека - 143,5 гр.

Сократить потребление водки и увеличить доходы казны от неё одновременно - задача неразрешимая, и, как всегда в таких случаях бывает, интерес казны был поставлен выше интересов трезвости. Введённые ограничения привели к значительному падению алкогольных сборов в казну. Поэтому их строгое соблюдение продержалось не более семи лет. Число кабаков не сократилось.

В допетровскую эпоху пьянство было свойственно некоторой части простолюдинов из-за силой навязанного им кабацкого стиля потребления алкоголя. Аристократия и зажиточный люд были гораздо менее подвержены этому пороку, поскольку им дозволялось самим производить вино и потреблять в домашних условиях. Даже во время царских приёмов и пиров неукоснительно соблюдался ритуал умеренного угощения медами и иноземными винами, после чего все чинно расходились. После пьяных казней Ивана Грозного и до царствования Петра Первого о пьянстве в стенах Кремля не известно ровным счётом ничего.

(Отредактировано автором: 18 августа 2016 — 19:21)





 
email

 Top

Страниц (4): « 1 2 3 [4]
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0)
Метки: 
« Средние века »




Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 
истребители второй мировой войны, полководцы древнего мира


Карта сайта



Военно-исторический форум, история России, военная история