Всё-таки некоторые историки поход 975 года называют православным крестовым походом. Речь папы Урбана II в 1095 году на Клермонском соборе была далеко не первой попыткой воплощения в жизнь подобной идеи. Задолго до франков войну с неверными за освобождение Святой Земли начали византийские василевсы.
Первым защитником Гроба Господня еще в 614 году пришлось стать императору Ираклию: именно во время его правления Иерусалим был впервые захвачен иноверцами. Взяв город, персидский полководец Шахрабараз предал его огню, а древо Честного Креста отправил шаханшаху Хосрову. Только напряжением всех сил империи – и в том числе усилением религиозного рвения — Ираклию удалось переломить ход войны и поставить государство Сасанидов на колени, но уже через двадцать лет после персидского нашествия Гроб Господень оказался в руках арабов.
(Добавление)
Очередная актуализация идеи «священной войны» произошла уже в Х веке. Она была обусловлена ходом так называемой «византийской реконкисты», то есть расширением восточных пределов империи и вытеснения арабов из Киликии, Сирии и Верхней Месопотамии. Проводившие ее императоры-воины Никифор Фока и Иоанн Цимисхий уделяли большое внимание развитию и модернизации вооруженных сил империи, в первую очередь ударной тяжелой кавалерии — катафрактов. Военно-теоретические трактаты того времени пронизаны религиозной риторикой; в это же время заканчивается формирование образа «христолюбивого воинства», сражающегося с агарянами к торжеству христианской веры. И совсем уж «по-западному» выглядела идея Никифора Фоки приравнять смерть в войне с мусульманами к мученичеству, так и не одобренная церковью.
Источник: http://skazanie.info/pravoslavny...-krestovyj-pohod |