Военно-исторический форум Military. История России. Военная история. Древний мир и Средние века
Исторический форум, посвященный обсуждению вопросов военной истории, истории России, всемирной истории.
  Библиотека  |   Галерея  |  
> Случайные фото из галереи:




 Страниц (1): [1]   
> Про чубы , чья это прическа?
grumdas Пользователь
Отправлено: 4 ноября 2014 — 07:56
Post Id



лейтенант





Сообщений всего: 246
Дата рег-ции: 20.08.2014  
Откуда: Русский Север
Репутация: 2




Чуб, оселедец - эта оригинальная прическа раньше у меня связывалась с украинцами - их и хохлами-то из-за этого стали звать, по моему разумению. Еще такие "хвосты" у меня ассоциировались с турецкими воинами.

Но это в далеком детстве и отрочестве. Начав интересоваться историей Древней Руси, я выяснил, что чубы были и у русов/русичей. Потом увидел небольшие хвостики у кришнаитов. Сейчас считаю, что рус времен Варяжской руси и, собственно, варяг носили именно чубы/оселедцы.

А вот что я вычитал, интересуясь мимолетом этой прической. Она была у литвинов - что не удивительно, это ж часть русской земли Улыбка (без притязаний говорю, сами все знаете). Она была у поляков и турок - вот интересный документ

 Цитата:
Как характерная черта облика поляка «хохол» и выступает в русских свидетельствах 20-х — начала 30-х годов XVII века. В документе о приезде в Россию в 1626 году претендента на османский трон Александра Ахии читаем, что он «голову простриг и учинил хохол, как делают польские купцы». За это его порицали сопро­вождавшие приставы, разъясняя «царевичу», что «в Рос­сийском государстве поляков с хохлы в церковь не пус­кают». А в 1631 году выехавший из Речи Посполитой казак Назар Сахнов, рассказывая о своей службе там у Салтыковых, сообщал: «А живут, де, те Салтыковы хо­лосты и ходят по-польски с хохлами».


У черемисов-марийцев тоже были чубы:

 Цитата:
Мужчины ходят в длинных холщовых кафтанах, под которыми носят брюки; головы свои они стригут наголо. Парни, неженатые еще, дают вверху у темени расти длинной косе, которую они иногда завязывают в узел; иногда же дают ей свисать наподобие женской косы. Мы многих из них встречали не только здесь, но и в Казани.


А вот картинка из Шотландии (прикреплено), это камень Inchbrayock I, причем у верхнего всадника именно оселедец, а не длинные волосы Улыбка.

Вот интересно - есть у кого данные, кто первым стал брить голову из народов, оставляя клок волос? Откуда к кому перешла эта прическа? Я ее считаю атрибутом воина времен русов. Что скажете?
Прикреплено изображение (Нажмите для увеличения)
Про чубы - 1myRlG8kgZY.jpg

(Отредактировано автором: 4 ноября 2014 — 07:57)


 
email

 Top

Волк Супермодератор
Отправлено: 4 ноября 2014 — 19:10
Post Id



полковник





Сообщений всего: 6185
Дата рег-ции: 11.07.2010  
Репутация: 27




 grumdas пишет:
Я ее считаю атрибутом воина времен русов. Что скажете?

Такую прическу носили и кочевники-тюрки испокон веков. Мальчику брили голову и оставляли чуб. Назывался и называется он айдар - оберег на удачу. Наши мальчики и сейчас носят айдары.
-----
Человек страшнее зверя, когда он зверь!
Өміріммен Жанымды - Отаныммен Сүйіктілерім Үшін!
 
email

 Top
galbur Пользователь
Отправлено: 4 ноября 2014 — 20:49
Post Id



подполковник





Сообщений всего: 2869
Дата рег-ции: 21.03.2013  
Откуда: Иркутск
Репутация: 10




 grumdas пишет:
Вот интересно - есть у кого данные, кто первым стал брить голову из народов, оставляя клок волос?

Данных нет ,есть только догадки.По моему Поляне(Сечевые казаки) эту моду переняли у Печенегов а так же имели одну верховую школу, и рубка с лошади одних навыков.
-----
ИМХОтеп!!??Однако?!
С уважением galbur
 
email

 Top
Рона пишет: Подполковник из Ген.Штаба Мин. Обороны записал на листке бумаги адрес сайта и порекомендовал зарегистрироваться.
Здесь не только интересные темы, но и хорошие, добрые люди.
Зарегистрироваться!
grumdas Пользователь
Отправлено: 4 ноября 2014 — 23:03
Post Id



лейтенант





Сообщений всего: 246
Дата рег-ции: 20.08.2014  
Откуда: Русский Север
Репутация: 2




 Волк пишет:
Такую прическу носили и кочевники-тюрки испокон веков.


Отнюдь...

 Цитата:
древние тюрки носили свобод­но распущенные длинные волосы. Сторонники этой гипотезы придер­живались главным образом цитированного выше перевода Н.Я.Бичу-рина, а также сведений армянского источника "История агван Моисея Каганкатваци", автор которого называет тюрков "безобразной, гнусной, широколицей толпой... в образе женщин с распущенными волосами" (цит. по [Вайнштейн, Крюков, 1965, с. 180-181]).

По сведениям письменных источников, у всех кочевых народов Центральной Азии существовал обычай носить косу. Так, косу носили хунны, сяньбийцы, жужани, тюрки, чжурчжэни, кидани и средневеко­вые монголы [Сухбаатар, 1980, с. 137; Баяр, 1993, с. 113-125; Юрчен-ко, 2003, с. 63-68].
Как же выглядела прическа древних тюрков? На этот вопрос по­зволяют ответить данные о многочисленных каменных изваяниях, рас­пространенных на просторах евразийских степей.

Так, из 145 каменных изваяний — фигур людей Семиречья девять имеют прическу из 6-8 кос, спадающих на спину [Шер, 1966, с. 75, 77,

79, 81, 85, 87, 89, 95]. Из 72 изваяний Южной Сибири и Монголии, опубликованных Л.А.Евтюховой, на трех изваяниях (из Тывы) при­ческа в виде одной большой косы [Евтюхова, 1952, с. 83, 86, 91]. Такая же прическа изображена еще на двух тувинских изваяниях из 58, вве­денных в научный оборот А.Д.Грачом [Грач, 1961, с. 161, 173]. Из 256 каменных изваяний Алтая, опубликованных В.Д.Кубаревым, лишь на одном воспроизведена прическа из 7 кос [Кубарев, 1984, с. 219]. Ма­териал исследования 121 каменного изваяния Казахстана показывает, что четыре из них имеют прическу из 6-8 кос [Ермоленко, 2004, с. 105, 110, 121, 127]. Прическа в виде 4 кос изображена на одном из 130 из­ваяний, зафиксированных в Центральной Монголии [Баяр, 1997, с. 126].

Прическа с косами отмечена и в других изобразительных памятни­ках, имеющих отношение к истории и культуре древних тюрков. Так, прическа из 3 кос показана у всадника, охотящегося на антилоп, кото­рый изображен на роговой обкладке луки седла из могилы № 9 Ку-дыргинского могильника
[Гаврилова, 1965, с. 127, 128, табл. XV-12, XVI-1]. На спине персонажа в древнетюркской одежде с пенджикент-ской фрески видны 4 косы [Степи Евразии, 1981, с. 127, рис. 22-8], а всадник с седельной накладки из Верхнего Чир-Юрта (Дагестан) имел прическу из 7 кос [Степи Евразии, 1981, с. 127, рис. 22-6]. Кроме того, на последних изображениях имеется такая деталь, как украшения (возможно, металлические) на концах каждой из кос.

Приведенные выше данные о прическах соотносятся с прическами персонажей на стеле из Мунгут-хяса. Прежде, когда все исследователи пользовались неуточненными копиями рисунков на этой стеле, со ссылкой на них делались неверные заключения о прическе древних тюрков. А.Д.Грач, например, писал: "Свидетельства древних китай­ских хроник наглядно подтверждаются изображением тюрка-тугю, обнаруженным в местности Бичиктубулан, вблизи Улясутая (Северная Монголия). Оно демонстрирует тюрка в длиннополой одежде, с тро­стью в правой руке (левая рука сжимает рукоять сабли) и — что самое для нас главное — с длинными, ниспадающими до пояса, распущен­ными волосами" [Грач, 1961, с. 78-79]. При этом А.Д.Грач, по-види­мому, апеллировал к копии Ё.Харады.

В действительности картина складывается иная. При сравнении но­вой копии с фотоснимками предшествующих исследователей стано­вится совершенно ясным, что у всех людей, изображенных на стеле, волосы не свободно распущены, а заплетены в косы. Каждая из кос имеет на конце специальное украшение, изображение которого, как было показано, встречается и на других памятниках. Поэтому И.Л.Кыз­ласов совершено справедливо заметил, что волосы фигур со стелы из Мунгут-хяса заплетены в косы [Кызласов, 1998, с. 44]. Определить точное число кос здесь затруднительно, так как головы фигур изобра­жены вполоборота, и поэтому прическа видна не полностью (3^4 ко­сы). Если исходить из того, что прическа изображена наполовину, то в целом она могла состоять из 7-8 кос. Это число совпадает с количест­вом кос на многих "косатых" каменных изваяниях и у персонажей с других изобразительных памятников.

Разница в количестве кос, наблюдаемая в различных регионах Цен­тральной Азии, может объясняться, с одной стороны, локальными особенностями причесок, а с другой — разновременностью памятни­ков. Так, изображение одной большой косы обнаружено только на территории Тывы. Однако изваяния с одной косой по своим иконо­графическим особенностям существенно отличаются от типично древнетюркских изваяний. Существует мнение, что они относятся к более позднему, уйгурскому времени [Кызласов, 1969, с. 82]. Исходя из этого, данный тип прически не может быть причислен к разновид­ностям собственно древнетюркской прически. Тогда получается, что на огромном пространстве степей Евразии, где расселялись древне-тюркские племена, существовал единый тип прически, насчитываю­щей от 3 до 8 кос, при этом преобладала прическа из 7 кос. Концы кос украшали металлические шарики. Следует заметить, что на половец­ких изваяниях чаще всего изображались 3 косы [Плетнева, 1974, с. 33-34, рис. 9]. В связи с этим интересно отметить, что в "Истории Кир­гизской ССР", вышедшей в 1984 г., сказано: "Количеством кос запад­ные тюрки отличались от восточных: если восточные тюрки заплетали не больше двух кос, то западные — от четырех до девяти" [История, 1984, с. 322-324]. Наш материал показывает, что восточные тюрки тоже носили прическу, состоящую из 7-8 кос.

Сообщение китайских хроник о наличии тюркской прически (косы) у мужчин Восточного Туркестана и Согда лишь отчасти подтверждается настенными росписями этих регионов. Показательно, что фигуры с косами, изображенные на фресках, имели не одну или две, как это было принято у тюрков Южной Сибири и Монголии, а от четырех до семи кос, что являлось отличительной особенностью и семиреченских кочевников. Многочисленные косы выделены при изображениях правителей на монетах Согда VII-VIII вв. и у персонажей стенных росписей на городище Афрасиаб. Мы считаем вполне обоснованным предположение Л.И.Альбаума, что косатые фигуры, изображенные на фресках Афрасиаба, есть тюрки и согдийцы, принявшие тюркские обычаи (Смирнoва О.И. Каталог монет ... - С. 135-136; Альбаум Л.И. Новые росписи Афрасиаба. - СНВ, вып. Х. - С. 88.). Мужских причесок тюркского типа до VI в. в Средней Азии не было (Альбау;м Л.И.Балалык-тепе; Мешкерис В.А. Терракоты Самаркандского музея.).




 
email

 Top

Страниц (1): [1]
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0)
Метки: 
« Пикник на обочине »




Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 
репрессии в ркка, куплю военную технику


Карта сайта



Военно-исторический форум, история России, военная история