Военно-исторический форум   Military.  История России. Военная история.  Древний мир и Средние века
Исторический форум, посвященный обсуждению вопросов военной истории, истории России, всемирной истории.
  Библиотека  |   Блоги  |   Галерея  |  
> Случайные фото из галереи:
Так будет с любым агрессором!
Так будет с любым агрессором!

Загрузил МАГАЗИНЕР
(12-02-2015 17:58:54)

Комментариев нет. Оставьте первый комментарий!
Ужин командира  РККА
Ужин командира РККА

Загрузил egor
(27-02-2015 14:35:48)

Комментарий: И соли с солонкою нетути,и луковицы,и коробка спичек...
PzKpfw 38(t) ausf.G «Прага»
PzKpfw 38(t) ausf.G «Прага»

Загрузил МАГАЗИНЕР
(29-03-2015 19:51:39)

Комментариев нет. Оставьте первый комментарий!
"Грачи" прилетели!
"Грачи" прилетели!

Загрузил Волк
(01-10-2015 12:35:26)

Комментариев нет. Оставьте первый комментарий!


 Страниц (8): « 1 2 3 [4] 5 6 7 8 »   
> Переименовать Украину в Киевскую Русь
Владимир Иванов Пользователь
Отправлено: 18 ноября 2011 — 14:02
Post Id



рядовой





Сообщений всего: 0
Дата рег-ции: 25.01.2014  
Репутация: 36




 SolitaryWolf пишет:
опять загнали проблему в рамки формальной логики.

Я другой не знаю. Меня так учили. Если то, иначе все. Конец цикла. Как в компе.

 SolitaryWolf пишет:
Я лишь говорил о том, что на современном этапе ТРАКТОВКА историка определяет ПЕРИОД существования вещи, а не ПЕРИОД существования вещи ТРАКТОВКУ.


Трактовка осуществляется на основании методик. Археологические данные легко датируются по пыльце, дереву, углероду.
Письменные источники датируются по начертанию букв, характерным словам, бумаге и филиграням.
Материальные памятники могут датироваться по химическому составу.

Не совсем понимаю, как с помощью трактовки можно изменить эти данные. Разве только путем заведомой фальсификации или ненамеренной ошибки. Но все это можно проверить по второму кругу.

Так что нахожу Ваш тезис ложным.

 SolitaryWolf пишет:
Опять прицепились к конкретике.


Я по другому не умею. Мне нужна ТОЛЬКО конкретика. Абстракции рассусоливать, это не ко мне.

Вы будуте говорить о чем о угодно, а я всегда буду спрашивать: кто, что, где, когда. Иначе это разговор ни о чем.
 SolitaryWolf пишет:
В контексте вашей мысли имеем два пункта:
1) Слово-термин меняет смысл ТОЛЬКО с течением времени в рамках ОДНОГО социума или же меняет смысл в одно и то же время под влиянием РАЗНЫХ социумов.


Это не по моей мысли.
Шейная гривна - мужское украшение.
Гривная весовая серебрянная - единица рассчета 10-13 веков. Есть новгородские, киевские, черниговские, волжские. Есть разрубленные, есть с отверстиями - для определения качества серебра.
Есть позднейшая гривна - рассчетная единица.

Опять же неверный тезис. Одно и то же слово может и сохранять значение, иметь два значения одновременно. Тут не о чем теоретизировать.
 SolitaryWolf пишет:
2) Слово-понятие меняет смысл постоянно даже внутри одного социума в "статичном" времени, т.к. является по сути общей формулировкой, этакой идеальной словесной конструкцией, описывающей явление, которого в природе в идеальном виде никогда не было. При это в разных социумах существуют свои общепринятые трактовки этого самого понятия и масса подспудных, но укоренившихся в сознании.
Другими словами словами-терминами, проще оперировать как историческими источниками - появилось слово - значит был предмет, а вот словами-понятиями так однозначно не воспользуешься, т.к. понятие порой относится к социальной или другой конструкции, которая существовала за сотни лет до появления слова-термина, заключившего в себе понятие. При этом меняется смысл и того и другого, а значит обобщение правомерно.


Слушайте, из Вас бы вышел неплохой партийный деятель. Все слова по отдельности понятны, а вместе лишены смысла.
 
email

 Top
> Похожие темы: Переименовать Украину в Киевскую Русь

Сталин Герой Украины ?!
Человек который воссоеденил Украину освободив её от Польской оккупации

Черная страница истории
Закарпатская Русь.

Чего можно, а чего нельзя говорить про Украину
Острые моменты современных межгосударственных отношений

Кто будет платить за Украину?
Продолжение

Политический мультсериал "Сказочная Русь"

Кто будет платить за Украину?
SolitaryWolf Пользователь
Отправлено: 18 ноября 2011 — 23:46
Post Id



капитан





Сообщений всего: 532
Дата рег-ции: 20.10.2011  
Откуда: Россия
Репутация: 13




Давайте к теме что ли вернемся, а то скоро забудем, о чем собственно речь была.


 Blitz пишет:
Слушайте, из Вас бы вышел неплохой партийный деятель. Все слова по отдельности понятны, а вместе лишены смысла.

А из вас бы получился неплохой политработник - знаете только то, что укладывается в определенные идеологические рамки, но зато знаете так, что человеку со стороны придраться достаточно сложно. Устал я от демагогии. Не в том плане, что ответить нечего, а в том, что у нас безрезультатная дискуссия получается - каждый мыслит в рамках своей концепции и менять её не намерен. При этом чем больше рассуждаем, тем дальше уходим от темы - непорядок. К тому же что-то мне подсказывает, что стоило бы нам поговорить пару часов нормальным живым языком и вся эта видимость противоречий если и не отпала бы, то уж точно свелась к допустимым обеими концепциями личностным нюансам понимания. Честно говоря, ничего против вашего формализованного подхода я не имею, но лично мной он используется как проверочный инструмент уже собранных данных, а не как инструмент непосредственного сбора информации. Понимаете, меня не устраивает отбор грибов по принципу: я ем только лисички и буду собирать только их. Лучше я соберу несколько поганок или совершенно неизвестных грибов, а дома разделю съедобные от несъедобных, чем пропущу что-то интересное. При этом одной готовкой дело не ограничится, а появятся какие-нибудь картины с изображениями чудес природы, грибные "гербарии" и тому подобные занимательные вещички - просто так, чтобы жить веселее было, а на досуге ещё и по справочникам полажу чтобы понять ЧТО это я там в лукошке принес из леса и с определенной вероятностью найду какой-то новый, ранее мне неизвестный съедобный гриб.

-----
Justitia suum cuique distribuit
 
email

 Top
Владимир Иванов Пользователь
Отправлено: 19 ноября 2011 — 00:47
Post Id



рядовой





Сообщений всего: 0
Дата рег-ции: 25.01.2014  
Репутация: 36




Давайте вернемся к теме. Мы начали с того, кто такие варяги и какое отношение имеют они к славянам.
Создатель начальной летописи, рассматривая окружающие народы и отношении к ним своих сродственников, исходит из библейской концепции и говорит нам:
"В Афетове же части седят русь, чудь и все языцы: меря, мурома, весь, мордъва". Русь оказывается рядом с чудью - так назывались все неславянские, чужие народы севера Восточной Европы.

Далее он расширяет список:
"Афетово бо и то колено: варязи, свеи, урмане, готе, русь". Далее к ним же примыкают "агняне, галичание, волхъва, римляне, корлязи, веньдици, фрягове и прочии". Несмотря на то, что это список, предположительно имеется некая иерархия. То есть название "варязи" не название отдельного народа, а перечисление всех народов, населявших Скандинавию:
1) Свеи - шведы
2) Урмане - норвежцы (норманны)
3) Готе - готландцы
4) Русь

В другом месте агняне (англичане) входят в этот список пятым пунктом.

Вторую половину списка открывают волхъва, если исходить из того, что волхъва поработила славян на Дунае, но были изнаны венграми, получается что волхъва это франки, которые, как "варязи", делятся на:
1) Римлян
2) Немцев
3) Фрягов (будущих итальянцев)

Вот такое мнение было у автора начальной летописи. О славянах он пишет в другом месте, закончив с Европой, отбирая "своих" по принципу уже не географическому, а языковому: "Се бо токмо словенск язык в Руси: поляне, древляне" и т.д.

Теперь Ваша очередь защитить свою версию о том, что

 SolitaryWolf пишет:
викинги - это не только и не столько скандинавы, сколько военное сословие тех самых славянских племен.


А по поводу моего формализованного подхода... По моему он конструктивнее, чем кричать неформальные глупости типа
 SolitaryWolf пишет:
НЕТ никакой УКРАИНСКОЙ культуры. РУССКАЯ она.


Зачем это написано? Не понимаю. Да еще большими буквами.

(Отредактировано автором: 19 ноября 2011 — 00:50)

 
email

 Top
Bot пишет: Зашел через Яндекс, искал исторический форум и нашел. Я даже не ожидал, что в Сети живет столько порядочных и добрых людей, которые готовы поделиться знаниями по истории. Как мне сказал один знакомый, можно истоию на вашем форуме выучить!
Зарегистрироваться!
SolitaryWolf Пользователь
Отправлено: 19 ноября 2011 — 20:37
Post Id



капитан





Сообщений всего: 532
Дата рег-ции: 20.10.2011  
Откуда: Россия
Репутация: 13




 Blitz пишет:
Теперь Ваша очередь защитить свою версию о том, что

Хорошо, давайте разберем (хотя это не моя версия и доказывать я её не обязан - вы опять выдаете желаемое за действительное, когда пытаетесь ограничить мой взгляд на конкретный вопрос единственной трактовкой), но в отличии от вас я не буду опираться на 1 единственный документ, который сам по себе предвзят (летопись она и есть летопись - это вспомогательный исторический источник, о чем я вам и писал уже выше). Кроме того меня лично интересует не только приводимая информация, но и её трактовка различных историков:
 Цитата:

Варяги

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Варяжский вопрос

Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии («призвания варягов»). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.

В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских «викингов», то есть варяги — славянское наименование викингов. Существуют иные версии этнической принадлежности варягов — как финнов (В. Н. Татищева, И. Н. Болтин), немцев-пруссов (историография XVI века, начиная со «Сказания о князьях Владимирских»), балтийских славян (А. Г. Кузьмин).

Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:
этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
роль варягов в развитии государственности у восточных славян;
значение варягов для формировании древнерусского этноса;
этимология этнонима «русь».

Попытки разрешения сугубо исторической проблемы часто политизировались и привязывались к национально-патриотическому вопросу. С ответом на вопрос, какой народ принёс восточным славянам правящую династию и передал своё название — славянский, балтийский или германский — оппоненты могли связывать ту или иную политическую заинтересованность исследователя. В XVIII—XIX веках «германская» версия («норманизм») полемически увязывалась с превосходством германской расы. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если не подтверждали образования Руси без участия скандинавов.[1]

Данные по варягам довольно скупы, несмотря на частое их упоминание в источниках, что позволяет исследователям строить различные гипотезы с упором на доказательство своей точки зрения. Данная статья полно излагает известные исторические факты, связанные с варягами, без углубления в решение варяжского вопроса.

Этимология

Впервые понятие варяги зафиксировано в сочинении арабского ученого Аль-Бируни (1029 г.): «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу. »[2] Аль-Бируни узнал о варягах скорее всего через волжских болгар от славян, так как только последние называли Балтику Варяжским морем. Также одно из первых синхронных упоминаний варягов относится ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019—1054) в «Русской Правде», где выделялся их правовой статус на Руси.

Ретроспективно русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов»). В исландских сагах варяги (vaeringjar) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века. Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии.[3]

Известный специалист по Византии В.Г. Васильевский собрал обширный эпиграфический материал по истории варягов, в результате чего высказал предположение:

«Тогда нужно будет принять, что имя варангов образовалось в Греции совершенно независимо от русского «варяги» и перешло не из Руси в Византию, а наоборот, и что наша первоначальная летопись современную ей терминологию XI и XII веков перенесла неправильным образом в предыдущие столетия.»[4]

Переводчик саг с древнеисландского О.И. Сенковский высказал следующие версии происхождения слова «варяги». По его мнению «варяги» означали искажённое в славянском самоназвании дружины викингов — félag.[5] Возникшая позднее в Византии лексема «веринги» (væringjar) могла быть заимствованием от русов, то есть искажённые «варяги». В сагах викинги называли себя норманнами, употребляя термин «веринги» («варяги») только по отношению к скандинавским наёмникам в Византии. Сенковский также обратил внимание на то, что в договоре викинга Эймунда с князем Ярославом (Эймундова Сага) первый обращается к князю с выражением: «Мы просимся быть защитниками этого владения...» Защитники на языке саги — varnarmenn. В Византии или на Руси слово защитники могло превратиться в верингиар (væringjar) по предположению историка XVIIII века В.Н. Татищева.

С.А. Гедеонов нашёл ещё одно близкое значение в балтийско-славянском словаре древанского наречия, опубликованном И.Потоцким в 1795 г. в Гамбурге: warang (меч, мечник, защитник).

Другая распространённая версия — «варяги» произошло от др.-герм. wara (присяга, клятва), то есть варягами были воины, давшие клятву (надо полагать в верности византийскому императору).[6] По мнению А.Г. Кузьмина слово происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей (по версии Кузьмина: ославяненных кельтов) побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы).[7]

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что : «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[8] В трудах европейских средневековых хронистов отсутствуют какие-либо свидетельства о варягах в землях вагров или поморских славян, таким образом по предположению Герберштейна варяги есть искажённое на Руси именование славян-вагров.

Варяги на Руси

Варяги-русь

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописях, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названном так по имени варяжского племени русь. Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века, но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Во вступительной части ПВЛ летописец даёт перечень окружающих народов:

«Ляхи [поляки] же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны [норвежцы], готы [жители Готланда], русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги [франки] и прочие.»[9]

Варяги обозначены как жители всего побережья Балтики. Летописец не уточняет, какие именно народы входили в состав варягов. Хотя они перечислены наряду с отдельными этносами, их обширное географическое положение указывает на обобщающий смысл понятия «варяги», что также отражено в названии Балтийского моря Варяжским. Когда, согласно летописной версии, союз славяно-финских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. [...] И от тех варягов прозвалась Русская земля.»[9]

С той поры варяги в качестве наёмной военной силы участвуют во всех военных экспедициях первых русских князей, в завоевании новых земель, в походах на Византию. Во времена Вещего Олега под варягами летописец подразумевал русь, при Игоре Рюриковиче русь начала ассимилироваться со славянами, а варягами называли наёмников с Балтики («послал за море к варягам, приглашая их на греков»). Уже во времена Игоря в Киеве находилась соборная церковь, так как среди варягов по сообщению летописца было много христиан.

На русской службе

Хотя в ближайшем окружении киевского князя Святослава были воеводы со скандинавскими именами, летописец не называет их варягами. Начиная с Владимира Крестителя, варяги активно используются русскими князьями в борьбе за власть. У Владимира служил будущий норвежский конунг Олав Трюггвасон. Один из самых ранних источников по его жизни, «Обзор саг о норвежских конунгах» (ок. 1190 г.), сообщает о составе его дружины на Руси: «его отряд пополняли норманны, гауты и даны».[10] С помощью варяжской дружины новгородский князь Владимир Святославич захватил престол в Киеве в 979 году, после чего постарался избавиться от них:

«После всего этого сказали варяги Владимиру: "Это наш город, мы его захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека". И сказал им Владимир: "Подождите с месяц, пока соберут вам куны". И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: "Обманул нас, так отпусти в Греческую землю". Он же ответил им: "Идите". И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же еще прежде них отправил послов к царю с такими словами: "Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного".»[11]

Хотя русские наёмники служили в Византии и раньше, именно при Владимире появились свидетельства о крупном контингенте русов (ок. 6 тысяч) в византийском войске. Восточные источники подтверждают отправку Владимиром воинов на помощь греческому императору, называя их русами.[12] Хотя не известно, относятся ли эти «русы» к варягам Владимира, историки предполагают, что от них в Византии вскоре произошло название варанги (ΒάραγγοιПодмигивание для обозначения отборного воинского подразделения, состоящего из различных этносов.

Сколько варягов удавалось привлечь князьям из-за моря, можно оценить по дружине Ярослава Мудрого, который в 1016 году в поход на Киев собрал 1000 варягов и 3000 новгородцев.[13] Сага «Прядь об Эймунде»[14] сохранила условия наёма варягов в войско Ярослава. Предводитель отряда в 600 воинов Эймунд выдвинул такие требования за год службы:

«Ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны [...] Ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра [...] Мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране [...] И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги, а если мы будем сидеть спокойно, то наша доля станет меньше.»[15]

Таким образом ежегодная фиксированная плата рядового варяга на Руси составляла около 27 г (1 эйрир) серебра или немногим больше ½ древнерусской гривны того периода, причём воины могли получить оговоренную сумму только в результате успешной войны и в виде товаров. Наём варягов не выглядит обременительным для князя Ярослава, так как после захвата великокняжеского престола в Киеве он выплатил новгородским воинам по 10 гривен. [13] После года службы Эймунд поднял плату до 1 эйрира золота на воина. Ярослав отказался платить, и варяги отправились наниматься к другому князю.

Варяги и немцы

В синхронных документах X века (русско-византийские договора и византийские документы) название «варяги» не используется, так что все упоминания о них до XI века носят ретроспективный характер. В русских летописях варяги предстают прежде всего как наёмные профессиональные воины в IX—XI вв. С XII века — как купцы с Балтики, а понятие «варяжский» смещается в сторону обобщающего этнического признака. В житие Св. княгини Ольги о её родителях сообщалось: «Отца имела язычника, также и мать некрещённую от языка Варяжска.»

В договоре[16] конца XII века новгородцев с ганзейской торговой лигой варяги выступают как выходящее из употребления общее наименование «немцев» и жителей Готланда. Новгородская летопись младшего извода отмечает в 1201 году заключение новгородцами мира с варягами, завершившего крупную ссору на Готланде видимо по торговым делам несколькими годами ранее. В русских источниках слово «варяжская» по отношению к церквям означало фактически «католическая».

С XIII века слово «варяги» вышло из употребления, так как было вытеснено псевдоэтнонимом «немцы», что нашло отражение в описании призвания Рюрика в поздних летописях[17]: «Избрашася от немец три браты с роды своими...» Царь Иван Грозный писал шведскому королю: «В прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги: а варяги — немцы»[18]

Варяги в Византии

Византийский император Константин Багрянородный (945—959 гг.) оставил в своих сочинениях подробное описание государственного устройства Византии, но нигде не упомянул про варягов. Варяги также не упоминаются в византийских документах или при описании событий 2-й половины X века. Они появляются в источниках с XI века, иногда совместно с русами. Единственное употребление термина в более раннем времени относится к «Псамафийской хронике», документу 1-й половины X века, однако неясно, кем был употреблён термин φαραγοι (фараг) для названия телохранителя византийского императора — анонимным автором или переписчиком единственной греческой рукописи, утерянной к наст. времени.[19]

Наёмники

Впервые варяги на византийской службе отмечены в хронике Скилицы в 1034 году в Малой Азии (фема Фракезон), где они размещались на зимних квартирах. Когда один из варягов попытался силой овладеть местной женщиной, та в ответ заколола насильника его собственным мечом. Восхищённые варяги отдали женщине имущество убитого, а его тело выбросили, отказав в погребении.[20]

В 1038 году варяги участвуют в боях с арабами на Сицилии, в 1047 действуют в южной Италии, в 1055 они совместно с русами обороняют итальянский город Отранто от норманнов.[21] Около 1050 года византийский император послал в Грузию отряд в 3 тыс. варягов (варангов) на помощь византийскому союзнику в его междоусобной войне.[22]

Как свидетельствует византиец Кекавмен, в 1-й половине XI века наёмники-варяги не пользовались особой благосклонностью императоров:

«Никто другой из этих блаженных государей не возводил Франка или Варяга [Βραγγοη] в достоинство патриция, не делал его ипатом, не поручал ему наблюдения за войском, а разве только едва кого производил в спафарии[23] . Все они служили за хлеб и одежду.»[24]

Кекавмен в рассказе о знаменитом последнем викинге и будущем норвежском короле Харальде Суровом, служившем в варягах в 1030-е годы, назвал того сыном царя Варангии, что равнозначно византийскому пониманию в XI веке варягов как норманнов или норвежцев. Византийский историк XI века М. Пселл также говорил о варангах как о лицах, принадлежащих к племени[25], хотя без уточнения этнографической принадлежности или географической локализации. Современник Кекавмена и Пселла, хронист Скилица, вообще идентифицировал варягов как кельтов: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков».[4]

О этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле №33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины, франки. В хрисовуле №44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется — русы, варяги, кулпинги, инглины, немцы. В хрисовуле №48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина ) список значительно расширяется — русы, варяги, кулпинги, инглины, франки, немцы, болгары и сарацины. В старых изданиях хрисовулов соседние этнонимы «русы» и «варяги» не были разделены запятой (погрешность копирования документов), в результате чего термин ошибочно переводился как «русские варяги». Ошибка устранена после появления фотокопий оригинальных документов.[26]

Гвардия императоров

В византийских источниках XII—XIII века наемный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των ΒαραγγίωνПодмигивание. К этому времени сменился его этнический состав. Благодаря хрисовулам стало возможным установить, что приток в Византию англичан (инглинов) начался видимо после 1066 года, то есть после завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Вскоре выходцы из Англии стали преобладать в варяжском корпусе.

Норманский хронист XI века Готфрид Малатерра по поводу битвы 1082 года заметил: «англяне, которых называют варангами».[4] Византийский писатель XV века Георгий Кодин при описании придворной трапезы сообщает: «варанги восклицают императору многая лета на своем отечественном языке, то есть по-английски».[4] Из последнего свидетельства следует, что варяги приобрели привилегированное положение в византийском войске. Возможно авторы сделали обобщение, назвав язык варягов английским. Так Саксон Грамматик при описании визита датского короля Эрика в Константинополь в 1103 году отметил встречу короля с соотечественниками:

«Между прочими, которые от города Константинополя жалованье получают, датского языка люди первую воинскую степень имеют, и их караулом царь здравие свое защищает. И когда он [Эрик I] в Константинополь прибыл, то варанги от императора получили позволение к королю своему прийти.»[27]

Чужеземцы и раньше использовались в качестве дворцовой стражи, но только варяги приобрели статус постоянной личной гвардии византийских императоров. Начальник варяжской гвардии именовался аколуфом, что означает «сопровождающий». В сочинении XIV века Псевдо-Кодина даётся определение: «Аколуф является ответственным за варангов; сопровождает василевса во главе их, поэтому и зовется аколуфом».[28]

Анна Комнина, дочь императора, высоко оценивает варягов, рассказывая о событиях 1081 года : «Что же до варягов, носящих мечи на плечах, то они рассматривают свою верность императорам и службу по их охране как наследственный долг, как жребий, переходящий от отца к сыну; поэтому они сохраняют верность императору и не будут даже слушать о предательстве.»[29] Анна характеризует варягов как отважных варваров, носящих обоюдоострые мечи на правом плече и имеющих большие щиты. В 1081 году весь отряд варягов под началом Намбита был истреблён в сражении итальянскими норманнами Роберта Гвискара.

В саге о Хаконе Широкоплечем из цикла «Круг Земной» повествуется о битве в 1122 году византийского императора Иоанна II с печенегами в Болгарии. Тогда «цвет войска», отборный отряд верингов в 450 человек под началом Торира Хельсинга первым ворвался в лагерь кочевников, окружённый повозками с бойницами, что позволило византийцам одержать победу.

В 1204 варяжская гвардия в последний раз проявила себя, обороняя Константинополь от рыцарей-крестоносцев. Никита Хониат, свидетель этих событий, так написал про варягов-секироносцев после того, как рыцари ворвались в город:

«Ласкарис начал неотступно увещевать и поощрять собравшийся сюда народ к сопротивлению неприятелям. Равным образом он возбуждал идти на предстоявшую битву и секироносцев с их бранными железными оружиями на плечах, говоря, что им также надобно не менее римлян страшиться бедствий, если управление римскою империею перейдет к чужеземцам, потому что они не будут уже тогда получать такой богатой платы за службу и не удержат почтенного звания охранной царской стражи, но будут зачислены в неприятельское войско даром наряду со всеми. Однако, несмотря на все его усилия никто из народа не отозвался на его голос и даже секироносцы обещали coдействие только за деньги, бесчестно и воровски считая крайнюю опасность положения удобнейшим временем торговаться.»[30]

После падения Константинополя известия о варягах-воинах в Византии отсутствуют, однако этноним «варяг» постепенно превращается в патроним, составную часть личного имени. В документах XIII—XIV вв. отмечены греки видимо скандинавского происхождения с именами Варанг, Варангопул, Варяг, Варанкат, из которых один был владельцем бань, другой врачом, третий церковным адвокатом (экдиком).[28] Таким образом воинское ремесло не стало наследственным делом у потомков варягов, осевших на греческой земле.

Варяги в Скандинавии

На рунических камнях, возводимых скандинавами в IX—XII вв., слово «варяги» не встречается. На севере Норвегии недалеко от российского Мурманска есть полуостров Варангер и одноимённый залив. В тех местах, населённых саами, найдены воинские погребения, датируемые эпохой поздних викингов. Впервые варяги как væringjar (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке. Верингами называли наёмников в Византии.

«Сага о Ньяле» рассказывает об исландце Кольскегге, который примерно в 990-е годы: [31]

«отправился на восток, в Гардарики [Русь], и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард [Константинополь] и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти».[32]

«Сага о людях из Лососьей долины» несколько противоречит в хронологии «Саге о Ньяле», называя Болли в 1020-е годы первым исландцем в варягах:

«После того как Болли провел зиму в Дании, он отправился в дальние страны и не прерывал своего путешествия, пока не прибыл в Миклагард. Недолго пробыл он там, как вступил в варяжскую дружину. Мы никогда не слышали раньше, чтобы какой-нибудь норвежец или исландец до Болли, сына Болли, стал дружинником короля Миклагарда [Константинополя]»

.

Болли в 1030 году вернулся в Исландию с богатым оружием и в роскошных одеяниях, поразивших его соплеменников.

Одним из наиболее прославленных героев саг стал будущий норвежский король Харальд Суровый, воевавший в 1034—1043 гг. по всему Средиземноморью с отрядом в 500 варягов, а перед тем послуживший Ярославу Мудрому. Сага о Харальде Суровом из цикла «Круг Земной» сообщает легендарный обычай, позволявший варягам по смерти византийского императора уносить сокровища из дворца: «Харальд трижды ходил в обход палат, пока находился в Миклагарде. Там было в обычае, что всякий раз, когда умирал конунг греков, веринги имели право обходить все палаты конунга, где находились его сокровища, и каждый был волен присвоить себе то, на что сумеет наложить руку». Однако Харальд по сообщению той же саги был брошен в темницу по обвинению в присвоении имущества императора, а затем бежал на Русь. Харальд погиб в 1066 году в битве при Стамфордбридже, которая, как считается, положила конец эпохе викингов.

Сноски и пояснения вы можете увидеть на соответствующей странице в википедии.

Возможно, я опять не уложился в ваш формальный подход, но я уже писал вам, что только лисичками питаться не собираюсь, а мухоморы и на лекарства пустить можно, а не только на галлюциногенные добавки к пище. Мало цитат из исторических документов той эпохи? Так извините, даже русские летописи современным алфавитом набрать довольно проблематично, а уж византийские или скандинавские тексты тем более).
 Blitz пишет:
 SolitaryWolf пишет:

НЕТ никакой УКРАИНСКОЙ культуры. РУССКАЯ она.

Зачем это написано? Не понимаю. Да еще большими буквами.

Юродствуете или действительно при всём вашем уровне ознакомления с историческими источниками не понимаете? Впрочем, при вашем подходе охотно верю, что не понимаете искренне... Что ж в таком случае и не поймете - это надо мировоззрение менять, а не просто выбирать из общего количества исторических источников подходящие для доказательства своих мыслей. Опять же у нас скорее всего несоответствие в терминах, так что советую прочитать определение в словаре, а заодно и трактовки русских мыслителей, например Н. Бердяева:
 Цитата:

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.[12]

Каким образом Украина выпала из православной русской культуры и когда, если вообще выпадала - это вопрос отдельный и не такой простой, как кажется.
-----
Justitia suum cuique distribuit
 
email

 Top
Владимир Иванов Пользователь
Отправлено: 19 ноября 2011 — 21:55
Post Id



рядовой





Сообщений всего: 0
Дата рег-ции: 25.01.2014  
Репутация: 36




 SolitaryWolf пишет:
когда пытаетесь ограничить мой взгляд на конкретный вопрос единственной трактовкой),

А как может быть у человека одновременно несколько взглядов? Это же не подход, а психическое расстройство - шизофрения.
Огромный копипаст из Вики мне известен, равно как и источники его формирования. Но я не вижу за ним Вашей точки зрения, единственно важной для форума. ВЫ писали о том, что варяги - это славяне. Защитить этого мнения Вы не в состоянии. А в ответ даете то, что противоречит Вашему же первоначальному мнению. Там Ваша (или я уже не знаю, чья) точка зрения подтверждения не находит.

 SolitaryWolf пишет:
Каким образом Украина выпала из православной русской культуры и когда, если вообще выпадала - это вопрос отдельный и не такой простой, как кажется.


Это шедевр. Православная культура не имеет национальности. Это люди разных национальностей могут принадлежать к православной культуре или нет.
Нет ни русской православной культуры, нет ни греческий православной культуры, нет ни сербской православной культуры, нет ни украинской православной культуры. Есть просто православие.

Вообще говоря, Бердяев пишет о процессе, а не о результате. А результат (на сегодня) таков - религия только часть культуры. А отказывать в культуре суверенному государству - это несерьезно.
 
email

 Top
ХОЗЯИН Пользователь
Отправлено: 19 ноября 2011 — 22:22
Post Id



капитан





Сообщений всего: 505
Дата рег-ции: 20.09.2010  
Репутация: 0

[+]


Моя рыдать, пусть варяги будут "славянами", какая разница. Только это другие славяне - господа.SolitaryWolf, пся крев, тебе есть разница кто был Хозяином у твоих предков?
(Добавление)
 SolitaryWolf пишет:
Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности.
золотые слова, поди у Нибура стырил.

(Отредактировано автором: 19 ноября 2011 — 22:23)

 
email

 Top
SolitaryWolf Пользователь
Отправлено: 20 ноября 2011 — 00:00
Post Id



капитан





Сообщений всего: 532
Дата рег-ции: 20.10.2011  
Откуда: Россия
Репутация: 13




Ясно. Я несколько переоценил ваши возможности к познанию. Тем хуже или лучше - это смотря с какой точки зрения посмотреть.
 Blitz пишет:
А как может быть у человека одновременно несколько взглядов? Это же не подход, а психическое расстройство - шизофрения.

Опять передергиваете факты на манер примитивного компьютера с бинарной логикой и вариантами ответов "ДА/НЕТ". Реальность вашими рамками не ограничена. Я вам русским языком который пост разъясняю, что ЕДИНСТВЕННОГО верного решения по вопросу варягов НЕ НАЙДЕНО, а меня на этом основании обвиняют в шизофрении - обвините всю историческую науку тогда - результат аналогичный. Далее для меня загадка КАК вы усваиваете данные: во всех приведенных в этой статье источниках говориться ровным счетом одно и то же: ВАРЯГИ - СУТЬ ВОИНЫ, которых нанимали самые разные правители самых разных стран (о национальном составе сведения самые противоречивые, но и там в каждом 2 ИСТОРИЧЕСКОМ источнике проскальзывают названия либо конкретных славянских племен, либо самих славян). В результате я своё доказательство считаю вполне приемлемым, но вы в праве с этим не согласиться - с этим никто не спорит.
 Blitz пишет:

Огромный копипаст из Вики мне известен, равно как и источники его формирования. Но я не вижу за ним Вашей точки зрения, единственно важной для форума.

Тогда я вообще не понимаю ЧТО вы там видите. Идите перечитайте мои посты выше - у вас явно превратное понимание моих мыслей.
 Blitz пишет:

ВЫ писали о том, что варяги - это славяне. Защитить этого мнения Вы не в состоянии. А в ответ даете то, что противоречит Вашему же первоначальному мнению. Там Ваша (или я уже не знаю, чья) точка зрения подтверждения не находит.

1) Я писал о ВЕРСИИ - источники несколькими постами ранее от Чудинова до книг - идите ЧИТАЙТЕ.
2) Далее я вам несколько постов доказывал, что однозначно что-то трактовать НЕВОЗМОЖНО, но вы уперлись рогом и сделали меня крайним. Попросили обосновать термин варяги - воины славяне. Вам привели абсолютно нейтральные и не предвзятые данные, в которых рефреном проходит как минимум первая мысль. а вторая рассматривается на равных со всеми прочими, но и тут вы ослепли - МИСТИКА.
P.S. Учитесь СЛУШАТЬ и ПОНИМАТЬ, а не СЛУШАТЬ и ДОМЫСЛИВАТЬ.
 Blitz пишет:
Это шедевр. Православная культура не имеет национальности. Это люди разных национальностей могут принадлежать к православной культуре или нет.
Нет ни русской православной культуры, нет ни греческий православной культуры, нет ни сербской православной культуры, нет ни украинской православной культуры. Есть просто православие.

Безусловно данный ответ - это ваш шедевр НЕПОНИМАНИЯ логики собеседника как минимум. ПРАВОСЛАВНАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА - специально все ТРИ слова выделяю для одаренных зрением. Греческое православие - это практически чистая византийская школа. Сербское православие - смесь византийской, западноевропейской и русской традиций - они сердце Европы, сохранившее православные принципы, в отличии от Польши, которая их предала. Украинской православной культуры как раз-таки и нет в отличии от греческой и сербской, хотя украинцы уже как минимум 20 лет пытаются её изобразить, но в результате рассыпаются на ЗАПАД и ВОСТОК Униатов и Православных. При этом вы правы в одном - все упомянутые вами страны с ПРАВОСЛАВНОЙ культурой. А есть страны с общей КАТОЛИЧЕСКОЙ культурой. Есть более широкое обобщение до ХРИСТИАНСКОЙ культуры. Это степень близости культур показывает, а не отрицает их самобытность в конкретном народе (если для вас русские и украинцы - это РАЗНЫЕ народы - то диагноз пора ставить вам, т.к. это было очевидно ещё в 19 веке ВСЕМ без исключения жителям как России, так и Украины.
 Blitz пишет:
Вообще говоря, Бердяев пишет о процессе, а не о результате. А результат (на сегодня) таков - религия только часть культуры. А отказывать в культуре суверенному государству - это несерьезно.

Суверенное. Ппц. К незнанию основ истории, культурологии добавилось непонимание политических процессов и реальной мировой ситуации. Как бы вам втолковать, что наличие армии, границ, правительства и прочих атрибутов государства не делают государство независимым, а значит и суверенным. Обратитесь к терминологии империй и колониальных держав в частности. Украина на данный момент - колония ЕС. Причем колония на особом (хорошо хоть не военном) положении. Вот только особое элементарно преобразуется в военное - видно по примеру Грузии или бывшей Югославии.
 Blitz пишет:
Вообще говоря, Бердяев пишет о процессе, а не о результате. А результат (на сегодня) таков - религия только часть культуры. А отказывать в культуре суверенному государству - это несерьезно.

Замечательно, а теперь мы путаем цивилизацию с культурой - не зря все-таки привел вам того же Бердяева - советую ознакомиться с мыслями Н. Рериха и других, а то так мы далеко зайдем, я чувствую.
 ХОЗЯИН пишет:
Моя рыдать, пусть варяги будут "славянами", какая разница. Только это другие славяне - господа.SolitaryWolf, пся крев, тебе есть разница кто был Хозяином у твоих предков?

Лук чистите? Ну хоть полезным делом решили заняться - уже хорошо. У моих предков к вашему сведению хозяев не было - мы вольные люди и даже чистоту веры сохраняли до последнего времени - староверы. Правда, многие хотели нашими хозяевами стать, да вот только что-то огребали юлей постоянно и в итоге бежали поджав хвост к себе на родину (мои предки ваших хозяев в последний раз до Берлина поганой метлой гнали, а чуть позже бомбовозы в Средней Азии снаряжали для очередных хозяев. Вы, видимо, запамятовали, что "русские не сдаются"Подмигивание. ДРУГИЕ СЛАВЯНЕ, вы хоть сами поняли что написали? На лицо очередное непонимание терминологии или вы решили, что если поляки юридически славяне, то они и есть эти самые ДРУГИЕ? Хочу вас огорчить ДРУГИМИ они стали по историческим меркам совсем недавно, и при этом скоро и юридически славянами быть перестанут, т.к. славяне - это этнически-языковая общность (в наш век бездуховности религию давно уже не считают третьей необходимой компонентой). Так вот религию поляки УЖЕ предали, язык УЖЕ перевели на латиницу - фактически то же предательство своих корней. Осталась этническая составляющая термина, но она осталась и между русскими и немцами, а те славянами давно не считаются - показательно, правда? Вы спросите почему тогда поляки до сих пор НЕ европейцы? да потому что на фиг они там никому не нужны, как бы не пыжились. Точно так же на фиг там никому украинцы и прибалты не сдались - прикармливают как свору собак против русского медведя, а как медведя заломают пустят по миру. если не на чучела.
-----
Justitia suum cuique distribuit
 
email

 Top
Волкон Пользователь
Отправлено: 20 ноября 2011 — 16:37
Post Id


полковник





Сообщений всего: 21442
Дата рег-ции: 29.01.2010  
Репутация: 50

[+]


А если принять за аксиому, что летописец это по нашему современному просто= журналист?
Тогда историк это- редактор? А редактор на выходе уже - литератор?
А литератор очень близок к политику? А политик это уже прям философ?
Так может ну его к лешему того далёкого журналюгу-летописца- проститутку...а сразу бы начали с мировозренческой платформы, т. е. с конца? Может от философии уже не потребовалось опускаться ниже по ступеням эволюции? У одного на руках все карты чёрной масти, у другого красной. В какую игру можно при таком раскладе сыграть?
 
email

 Top
ХОЗЯИН Пользователь
Отправлено: 21 ноября 2011 — 22:11
Post Id



капитан





Сообщений всего: 505
Дата рег-ции: 20.09.2010  
Репутация: 0

[+]


 SolitaryWolf пишет:
У моих предков к вашему сведению хозяев не было - мы вольные люди и даже чистоту веры сохраняли до последнего времени - староверы. Правда, многие хотели нашими хозяевами стать, да вот только что-то огребали юлей постоянно и в итоге бежали поджав хвост к себе на родину (мои предки ваших хозяев в последний раз до Берлина поганой метлой гнали, а чуть позже бомбовозы в Средней Азии снаряжали для очередных хозяев. Вы, видимо, запамятовали, что "русские не сдаются"
ой, мля, пафоса то, слюней. Смотри не захлебнись герой. Кого ты гнал? Староверы, гришь? а ты старовер знаешь, что такое ветка? и почему царь московский со своими попами не покоцал таких героев, как твои "предки"?
(Добавление)
 SolitaryWolf пишет:
ДРУГИЕ СЛАВЯНЕ, вы хоть сами поняли что написали? На лицо очередное непонимание терминологии или вы решили, что если поляки юридически славяне, то они и есть эти самые ДРУГИЕ? Хочу вас огорчить ДРУГИМИ они стали по историческим меркам совсем недавно, и при этом скоро и юридически славянами быть перестанут, т.к. славяне - это этнически-языковая общность
а у тебя, дурачок, еще не сложилось впечатления, что я очень хорошо знаю обо всем, о чем пишу? Ну ты и тупой. Ты чего к полякам пристал? Они пашут почти как китайцы, и через двадцать лет мира, россияне будут у поляков отсасывать смачнее, чем они сейчас у немцев это делают. Уж звиняйте за мой хранцузский.
 
email

 Top
Волкон Пользователь
Отправлено: 22 ноября 2011 — 13:46
Post Id


полковник





Сообщений всего: 21442
Дата рег-ции: 29.01.2010  
Репутация: 50

[+]


Надо понимать, что поляки у нас готовы заменить таджиков, пахать научились, добро пожаловать, кто против?
 
email

 Top
Сваротвар Пользователь
Отправлено: 22 мая 2012 — 04:56
Post Id


старший сержант





Сообщений всего: 186
Дата рег-ции: 22.05.2012  
Репутация: 2

[+][+]


Украина-Киевская Русь- умереть не встать
Сначала надо узнать где находился Киев во времена Аскольда?
и где Находился Новгород во времена РОУ Рекса-Рюрика?
Допустите, что Киев находился на Западной Двине-напротив Полотеска.
А Новегород Рюрика, Ольги, Игоря и Святослава,Владимира Святаго и Ярослава Мудрого-
это НОВОГРУДОк на НЕМАНЕ( немецкое название RUSS)
 
email

 Top
Alexis Пользователь
Отправлено: 22 мая 2012 — 08:17
Post Id


генерал-полковник





Сообщений всего: 61879
Дата рег-ции: 27.01.2012  
Репутация: 109




 Сваротвар пишет:
Украина-Киевская Русь- умереть не встать

Изучайте карту. Может быть что-то и поймёте.

Карта Киевской Руси в 1054—1132 гг.
Прикреплено изображение (Нажмите для увеличения)
Переименовать Украину в Киевскую Русь - Карта Киевской Руси в 1054—1132 гг..jpg

-----
Все люди разные.
Поступай с людьми так, как хотел бы что бы они поступали с тобой.


 
email

 Top

Страниц (8): « 1 2 3 [4] 5 6 7 8 »
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0)
Метки: 
« Древний мир »




Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 
хронология войн россии, дедовщина в армии форум


Карта сайта


џндекс.Њетрика

Военно-исторический форум, история России, военная история